Возникновение японского этикета
Традиционный этикет японцев
Из истории этикета
Для японского общества, даже современного, характерен очень сложный этикет, идущий из глубины веков и обусловленный иерархической структурой японского общества. На его формирование оказали влияние как конфуцианство (см. Возникновение китайского этикета), так и синтоизм - национальная религия и идеология японцев, возводившая в культ почитание Императора. Именно на их основе в эпоху Камакура (1192-1333) возник кодекс чести воина и феодальной верности - <бусидо>, то есть <путь воина>, определяющий основы морали и поведения господствовавшего в Японии военного сословия.
После Обновления Мэйдзи (1868) кодекс <бусидо> лег в основу национальной морали. В то время как Япония с исключительной быстротой воспринимала достижения европейской науки и техники, государство заботилось о сохранении традиционной морали и этики и воспитании у молодежи национального духа. Сам Император Мэйдзи (на троне в 1868-1912) придавал особое значение нравственному совершенствованию нового поколения японцев в системе традиционных японских этических ценностей.
По личному поручению императора его наставник и воспитатель барон Мотода Нагадзенэ (1818-1891) составил <компендиум японской этики>, предназначенный для воспитания молодежи, под названием <Руководство для школьников> (<Егаку кое>). В <Руководстве> были сформулированы основы традиционной морали - такие, как поведение в соответствии с сыновней почтительностью, верноподданность, послушание, верность и долг, дух коллектива, прилежание, целеустремленность, благопристойность, скромность, беспристрастность и усердие. Воспитание традиционных норм морали происходило и происходит, однако, не только и не столько в школе, сколько в семье и жесткой иерархической структуре общества.
После войны и американской оккупации в Японии произошли значительные изменения в политической и идеологической системах, однако правил поведения в обществе эти изменения практически коснулись мало.
После Обновления Мэйдзи (1868) кодекс <бусидо> лег в основу национальной морали. В то время как Япония с исключительной быстротой воспринимала достижения европейской науки и техники, государство заботилось о сохранении традиционной морали и этики и воспитании у молодежи национального духа. Сам Император Мэйдзи (на троне в 1868-1912) придавал особое значение нравственному совершенствованию нового поколения японцев в системе традиционных японских этических ценностей.
По личному поручению императора его наставник и воспитатель барон Мотода Нагадзенэ (1818-1891) составил <компендиум японской этики>, предназначенный для воспитания молодежи, под названием <Руководство для школьников> (<Егаку кое>). В <Руководстве> были сформулированы основы традиционной морали - такие, как поведение в соответствии с сыновней почтительностью, верноподданность, послушание, верность и долг, дух коллектива, прилежание, целеустремленность, благопристойность, скромность, беспристрастность и усердие. Воспитание традиционных норм морали происходило и происходит, однако, не только и не столько в школе, сколько в семье и жесткой иерархической структуре общества.
После войны и американской оккупации в Японии произошли значительные изменения в политической и идеологической системах, однако правил поведения в обществе эти изменения практически коснулись мало.
Основные принципы японского этикета далее…