Основные принципы этикета и его значение

Правила поведения

Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами. Все это предъявляет новые требования к его поведению и внешнему виду, к его языку и культурному кругозору.

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совершением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.

Слово <этикет> заимствовано из французского языка, в котором имеет два значения: 1) <ярлык>, <этикетка>, <надпись> и 2) <церемониал>, <этикет>. В свою очередь оно заимствовано из голландского, в переводе с которого означает <колышек>, <шпенек>, а первоначально обозначало колышек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее - и сама бумажка с надписью. На основе значения <надпись> развилось более узкое значение - <записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий> и далее - <церемониал>. Еще в начале 20 века слово <этикет> имело значение в русском языке <ярлык, наклеиваемый на бутылки и обертки товаров, с обозначением названия фирмы, торговца и производителя>, однако закрепилось с этим значением все же слово <этикетка>. Слова <этика> и <этикет> воспринимаются нами как близкие по своему значению, однако исторически они восходят к разным языкам (слово <этика> заимствовано из латыни), и сблизились друг с другом сравнительно недавно.

Ученые выделяют четыре основных подсистемы этикета:
• речевой, или вербальный этикет.
Речевой этикет регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу;
• мимика и жесты.
Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;
• организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).
Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации;
• этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).
К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.


Принципы обучения этикету далее…
Miau!