ТЗ может быть представлен в виде следующих обозначений:
- словесного;
- объемного;
- звукового;
- изобразительного;
- комбинированного.
В качестве торговой марки нельзя использовать:
- государственную символику;
- наименования международных организаций;
- фирменные обозначения;
- названия произведений литературы и искусства;
- ранее зарегистрированные товарные знаки;
- символы, содержащие ложные, недостоверные или вводящие в заблуждения сведения;
- географические названия, указывающие на место изготовления изделия;
- общепринятые термины и символы;
- обозначения, противоречащие принципам гуманности и морали.
Для чего необходим торговый знак предпринимателю?
Наличие логотипа позволяет индивидуализировать продукцию, выделить ее производителя на рынке. Но пользоваться на законных основаниях можно только зарегистрированной в установленном порядке торговой маркой. Использование незарегистрированного ТЗ, влечет за собой применение административной и гражданской, а в некоторых ситуациях – и уголовной ответственности.
Прохождение регистрационных процедур относительно ТМ, предоставляет предпринимателю следующие преимущества:
- получение исключительных прав на пользование торговой маркой;
- обеспечение защиты от недобросовестной конкуренции;
- увеличение стоимости бизнеса за счет постановки бренда на баланс компании или внесения в уставный капитал (также оформляется в качестве залога для получения займа или кредита);
- оптимизация налогообложения и ряд других.
Процедура регистрации торговой марки: основные этапы
Процесс регистрации ТМ трудоемкий и длительный, он состоит из следующих стадий:
- Разработки индивидуального наименования с учетом особенности деятельности организации и выпускаемых товаров (предоставляемых услуг).
- Оценки охраноспособности ТЗ – выполняется на основании ст.1483 ГК.
- Определения класса МКТУ (по Международному классификатору товаров и услуг) – индивидуальное обозначение закрепляют за определенной продукцией, при этом количество классов не ограничено. За каждый из них потребуется оплатить госпошлину в установленном размере.
- Проверки зарегистрированных брендов, и поданных на регистрацию заявок, на тождественность – обозначение не должно совпадать с уже зарегистрированными логотипами.
- Оплаты госпошлины за проведение формальной экспертизы и экспертизы по существу.
- Подачи сформированного комплекта документации в Роспатент.
- Проведения экспертной оценки товарного знака уполномоченным органом.
- Оплаты госпошлины в размере, установленном на дату проведения процедуры.
- Получения свидетельства установленного образца на зарегистрированную торговую марку.
С этого момента предприниматель может пользоваться товарным знаком по своему усмотрению – отчуждать (на возмездной или безвозмездной основе), уступать права на него третьим лицам и распоряжаться иными способами.
Вся процедура занимает от 6 месяцев до 1 года. При выявлении ошибок заявителя, этот срок может быть увеличен.
В каких случаях отказывают в регистрации товарного знака?
Отказать в прохождении регистрации могут по следующим причинам:
- предоставлен неполный пакет бумаг и сведений в Роспатент;
- обозначение не имеет различительных особенностей;
- при разработке бренда использовались характеристики продукта или его свойства;
- ТЗ были зарегистрированы ранее в соответствии с международными договорами, стороной в которых выступает РФ и в других случаях.
В случае выявления ошибок или неточностей поданный пакет документов возвращается заявителю на доработку. При этом госпошлина за осуществление экспертизы ТМ, предпринимателю не возвращается. Именно поэтому следует быть предельно внимательным, и тщательно проверить всю документацию перед направлением в Роспатент.
Если заявитель считает, что уполномоченный орган отказал при проведении регистрации необоснованно, то в этом случае отказ следует оспорить в установленном законом порядке.
Что потребуется для регистрации товарного знака?
Чтобы зарегистрировать уникальное обозначение, субъекту хозяйствования понадобится предоставить:
- заполненное заявление о регистрации торговой марки;
- уникальное обозначение и его детальное описание;
- список продукции и услуг, по отношению к которым регистрируется ТЗ;
- квитанции об оплате госпошлины установленного размера;
- карточку компании с указанием ее полного наименования, контактных данных, адреса, реквизитов банка.
Как зарегистрировать собственную торговую марку?
Если организация желает в установленные сроки и без дополнительных затрат пройти процедуру регистрации ТЗ, то для этого потребуется:
- заполнить заявку на портале https://trts.info/;
- уточнить особенности оказания услуг для каждого конкретного случая – стоимость и сроки;
- предоставить пакет необходимых бумаг;
- получить оформленное свидетельство – выдается на бланке установленной формы.
Если у предпринимателя остались вопросы в отношении проведения регистрационных процедур, он вправе обратиться к экспертам портала за бесплатной консультационной помощью.