Процедура регистрации TM

Как зарегистрировать свою торговую марку?

Процедура регистрации TM
Торговой маркой (ТМ) или товарным знаком (ТЗ) называют уникальное обозначение, которое предназначено для обеспечения различия между товарами или услугами от разных компаний.

ТЗ может быть представлен в виде следующих обозначений:

  • словесного;
  • объемного;
  • звукового;
  • изобразительного;
  • комбинированного.


В качестве торговой марки нельзя использовать:

  • государственную символику;
  • наименования международных организаций;
  • фирменные обозначения;
  • названия произведений литературы и искусства;
  • ранее зарегистрированные товарные знаки;
  • символы, содержащие ложные, недостоверные или вводящие в заблуждения сведения;
  • географические названия, указывающие на место изготовления изделия;
  • общепринятые термины и символы;
  • обозначения, противоречащие принципам гуманности и морали.


Для чего необходим торговый знак предпринимателю?


Наличие логотипа позволяет индивидуализировать продукцию, выделить ее производителя на рынке. Но пользоваться на законных основаниях можно только зарегистрированной в установленном порядке торговой маркой. Использование незарегистрированного ТЗ, влечет за собой применение административной и гражданской, а в некоторых ситуациях – и уголовной ответственности.


Прохождение регистрационных процедур относительно ТМ, предоставляет предпринимателю следующие преимущества:

  • получение исключительных прав на пользование торговой маркой;
  • обеспечение защиты от недобросовестной конкуренции;
  • увеличение стоимости бизнеса за счет постановки бренда на баланс компании или внесения в уставный капитал (также оформляется в качестве залога для получения займа или кредита);
  • оптимизация налогообложения и ряд других.

Процедура регистрации торговой марки: основные этапы


Процесс регистрации ТМ трудоемкий и длительный, он состоит из следующих стадий:

  1. Разработки индивидуального наименования с учетом особенности деятельности организации и выпускаемых товаров (предоставляемых услуг).
  2. Оценки охраноспособности ТЗ – выполняется на основании ст.1483 ГК.
  3. Определения класса МКТУ (по Международному классификатору товаров и услуг) – индивидуальное обозначение закрепляют за определенной продукцией, при этом количество классов не ограничено. За каждый из них потребуется оплатить госпошлину в установленном размере.
  4. Проверки зарегистрированных брендов, и поданных на регистрацию заявок, на тождественность – обозначение не должно совпадать с уже зарегистрированными логотипами.
  5. Оплаты госпошлины за проведение формальной экспертизы и экспертизы по существу.
  6. Подачи сформированного комплекта документации в Роспатент.
  7. Проведения экспертной оценки товарного знака уполномоченным органом.
  8. Оплаты госпошлины в размере, установленном на дату проведения процедуры.
  9. Получения свидетельства установленного образца на зарегистрированную торговую марку.

С этого момента предприниматель может пользоваться товарным знаком по своему усмотрению – отчуждать (на возмездной или безвозмездной основе), уступать права на него третьим лицам и распоряжаться иными способами.


Вся процедура занимает от 6 месяцев до 1 года. При выявлении ошибок заявителя, этот срок может быть увеличен.


В каких случаях отказывают в регистрации товарного знака?


Отказать в прохождении регистрации могут по следующим причинам:

  • предоставлен неполный пакет бумаг и сведений в Роспатент;
  • обозначение не имеет различительных особенностей;
  • при разработке бренда использовались характеристики продукта или его свойства;
  • ТЗ были зарегистрированы ранее в соответствии с международными договорами, стороной в которых выступает РФ и в других случаях.

В случае выявления ошибок или неточностей поданный пакет документов возвращается заявителю на доработку. При этом госпошлина за осуществление экспертизы ТМ, предпринимателю не возвращается. Именно поэтому следует быть предельно внимательным, и тщательно проверить всю документацию перед направлением в Роспатент.


Если заявитель считает, что уполномоченный орган отказал при проведении регистрации необоснованно, то в этом случае отказ следует оспорить в установленном законом порядке.


Что потребуется для регистрации товарного знака?


Чтобы зарегистрировать уникальное обозначение, субъекту хозяйствования понадобится предоставить:

  • заполненное заявление о регистрации торговой марки;
  • уникальное обозначение и его детальное описание;
  • список продукции и услуг, по отношению к которым регистрируется ТЗ;
  • квитанции об оплате госпошлины установленного размера;
  • карточку компании с указанием ее полного наименования, контактных данных, адреса, реквизитов банка.

Как зарегистрировать собственную торговую марку?


Если организация желает в установленные сроки и без дополнительных затрат пройти процедуру регистрации ТЗ, то для этого потребуется:

  • заполнить заявку на портале https://trts.info/;
  • уточнить особенности оказания услуг для каждого конкретного случая – стоимость и сроки;
  • предоставить пакет необходимых бумаг;
  • получить оформленное свидетельство – выдается на бланке установленной формы.

Если у предпринимателя остались вопросы в отношении проведения регистрационных процедур, он вправе обратиться к экспертам портала за бесплатной консультационной помощью.

19.10.2021
Miau!