Принципы обучения этикету

Основные принципы этикета и его значение

При обучении этикету основной упор может делаться на обучении технике этикета или на обучении его идеальным нормам. При этом наблюдается следующая закономерность: для тех культур, в которых этикет тесно сопряжен с верованиями, религией, ритуалами, на первый план выходит обучение нормам. Там, где такие связи утрачены, внимание уделяется в основном внешней стороне поведения. Если в традиционном обществе этикет являлся непосредственной реализацией моральных ценностей, то в культуре современного европейского типа он чаще всего представляет набор технических приемов с примитивными формулировками типа: <Нужно делать так, потому что иначе - неприлично>.

Чтобы научиться этикету, недостаточно овладеть определенной совокупностью навыков поведения. Помимо этого, необходимо получить представление об истории этикета, о специфических чертах поведения разных народов мира. Многие ситуации, которые в Европе регулируются правилами этикета, в таких странах, как Япония или Китай, имеют гораздо более ритуализованный характер. Мы говорим: <этикет гостеприимства> и <ритуал гостеприимства>, однако второй вариант не имеет для нас буквального смысла. Между тем у многих народов прием гостя представлял собой сложный ритуал, правила которого ни в малейшей степени не могли быть нарушены ни хозяином, ни гостем.

В обществе, ориентированном на традиционные ценности, человек обращен к окружающим прежде всего своими социальными атрибутами, а не личными свойствами; вся его жизнь детерминирована от начала до конца. Именно социально-общественные и семейно-родовые характеристики и определяют в первую очередь его этикетное поведение. Соответственно нарушение правил этикета посторонними воспринимается как покушение на социальную идентичность и оценивается резко отрицательно. <Искусство общения> в такой ситуации заключается в возможно более точном соблюдении поведенческих стереотипов, которые к тому же требуют подчас владения достаточно сложными техническими навыками.

В культуре современного западного типа, в которой превыше всего ценится возможность свободного выбора и полной реализации личности, <искусство общения> заключается не столько в том, чтобы сохранить свой статус, сколько в умелом и разумном приспособлении его к конкретной ситуации. Наиболее высоко оценивается не буквальное соблюдение правил, а умение в случае необходимости нарушать их. Вместо обязательных предписаний и запретов ритуализованного поведения - творческое обыгрывание существенно более мобильных норм.

Строго говоря, этикетным может быть признано только такое поведение, которое предполагает возможность выбора. Можно провести такую параллель: если водитель автомобиля ждет, пока мы перейдем улицу на зеленый свет, нелепо называть его поведение этикетным, он просто соблюдает правила уличного движения; но если шофер останавливает свою машину посреди улицы, предлагая пешеходу перейти дорогу перед ней, то можно назвать его поступок этикетным. Вежливость начинается там, где кончается целесообразность, хотя в вежливости, несомненно, есть целесообразность более высокого порядка. Этикетное поведение всегда предполагает определенную избыточность, и с этим во многом связан его художественный, эстетический характер.

На протяжении одного и того же дня человек меняет множество ролей: он бывает руководителем и подчиненным, служащим и пассажиром, мужем и отцом, братом и сыном. Каждая из этих ролей предполагает свою стилистику поведения; в каждой из них человек выбирает особые жесты, позы, слова, интонации.


Этикет и межличностная коммуникация далее…