Основные иудейские праздники
Синагога
Повседневный этикет
Согласно древней иудейской традиции, летосчисление начинается с акта Творения. Так, например, 5758 год по еврейскому календарю соответствует 1997-1998 годам общепринятого летосчисления. Как и в других религиях, в иудейском религиозном календаре можно выделить недельный, месячный и годичный циклы, в соответствии с которыми верующие строят свою повседневную жизнь.
В рамках недельного цикла святым днем для евреев является суббота (шабот). Это день радости и покоя, когда предписывается изучать Тору, отдыхать и устраивать праздничную трапезу. Еврейская суббота приходится на вечер пятницы по общепринятому календарю и начинается с заходом солнца; хозяйка дома зажигает свечи и произносит благословения. Вся семья и приглашенные гости принимают участие в праздничной трапезе, во время которой благословляется вино и два специальных праздничных хлеба (халы). Обычно в субботу принято посещать синагогальную службу. Завершается суббота церемонией Хавдалы, в ходе которой читаются специальные молитвы, воскуряются благовония и зажигается специальная свеча.
Евреи-ортодоксы относятся к соблюдению субботы очень строго: стараясь не преступать многочисленных субботних религиозных предписаний - они не работают, не ездят на автомобиле, не курят и т. д. Евреи-реформисты большинством древних запретов пренебрегают.
Начало очередного месяца у евреев совпадает с новолунием (Рош-ходеш). В день новолуния читаются дополнительные молитвы, проводится еще одна служба в синагоге. На новолуние запрещено поститься и соблюдать траур.
В годичном религиозном цикле у иудеев особое место занимают праздники, являющиеся своеобразными вехами духовной жизни верующего. Начинается годичный религиозный цикл осенью, с празднования Нового года (Рош-хашана). Согласно Талмуду, Рош-хашана - это Судный день очередного года, когда Бог судит деяния людей. Во время особо торжественной синагогальной службы в этот день принято трубить в бараний рог (шофар) , а в первую ночь нового года принято есть сладкое - пирог или яблоко, которое обмакивают в мед. На вторую ночь съедается вновь созревший плод - с надеждой на плодородие будущего года.
Рош-хашана знаменует собой начало Десяти дней покаяния, которые завершаются великим Днем искупления (Иом-киппур). Этот день почитается иудеями как самый священный день года. В Иом-киппур предписан строжайший пост с захода солнца до вечера следующего дня. Многие благочестивые евреи не носят в этот день обуви. Согласно еврейской традиции, человек в Иом-киппур может очиститься от грехов, но не иначе, как получив прощение от всех обиженных им. В синагоге проводится пять служб; в начале первого вечернего богослужения звучит наиболее известная из синагогальных молитв - Кол Нидре. Молящиеся призваны исповедоваться, приносить покаяние: каждый входящий в синагогу становится на колени. Если начало всех иудейских праздников может отмечаться в течение двух дней (по старинной традиции, связанной с возможными ошибками в дне новолуния), то Иом-кипур - это единственный праздник, отмечаемый в течение только одного дня. Завершается Иом-Кипур опять звуками шофара.
Через пять дней после Дня покаяния отмечается праздник Кущей (Суккот). Он продолжается в течение восьми дней и имеет двоякий смысл - аграрный и духовно-исторический. Издревле являясь праздником жатвы, он в то же время напоминает о сорокалетних скитаниях израильтян по пустыне. На дни Суккот принято возводить легкую постройку-шалаш (сукку), украшенную фруктами и цветами. В таком шалаше еврейская семья старается проводить как можно больше времени. Каждый день Суккот процессия верующих обходит синагогу. Во время синагогальной службы верующие держат в руках цитрусовый плод (этрог) и размахивают пучком из пальмовой, миртовой и вербной ветвей.
На восьмой день празднования Суккот завершается годичный цикл чтения Торы и начинается новый цикл - поэтому этот день называется праздником Обретения Торы (Симхат-тора). Веселая процессия семь раз обходит синагогу; в руках верующие держат драгоценные свитки Торы. На утренней службе по традиции все мужчины по очереди приглашаются к чтению Торы.
Центральным иудейским праздником является Пасха (Песах), когда евреи всего мира вспоминают освобождение из египетского рабства. В течение восьми дней празднования Пасхи разрешено есть только пресный хлеб (мацу), поэтому этот праздник иногда еще называют праздником Опресноков. В один из двух дней начала Пасхи вся семья вместе с гостями участвует в специальной пасхальной трапезе (седере). На пасхальном блюде, помимо мацы, обязательно присутствуют горькие травы, харосет (смесь из протертых яблок, орехов и вина), яйцо, баранья косточка, овощи, чаша с соленой водой. Хозяин дома рассказывает историю исхода из Египта, сопровождая ее пояснениями; участники трапезы произносят молитвы и выпивают четыре бокала вина. Ритуал седера включает в себя произнесение благословений, пение псалмов. В синагоге в пасхальные дни проводятся праздничные службы.
Пасха издревле считалась также земледельческим праздником, во время которого отмечалось начало жатвы. Через семь недель после Пасхи (в мае-июне) отмечается праздник Седмиц (Шавуот). У древних евреев он, как и Пасха, являлся аграрным праздником (окончания сбора урожая), но со временем приобрел и исторически-духовный смысл: он связывается с обретением Закона на горе Синай. В первый вечер Шавуот во многих общинах читают Священное Писание; особо благочестивые евреи бодрствуют всю ночь за чтением Библии и Талмуда. Во многих общинах именно в этот день празднуется совершеннолетие мальчиков и девочек.
В дополнение к главным праздникам в иудаизме существуют и другие, <малые> праздники. Из них особенно широко отмечаются два праздника, исполненных радости и благодарности Богу. В зимний праздник Света (Ханука) евреи вспоминают о победе над греками во 2 веке до н. э. и очищении Иерусалимского храма. В каждый из восьми дней Хануки на специальном восьмиствольном подсвечнике (меноре) зажигается очередная свеча. Поются религиозные гимны, дети играют в веселые игры, и прежде всего в волчок (дрейдл). В эти дни принято устраивать веселые пиры, обмениваться подарками.
Праздник Жребиев (Пурим) восходит к библейскому рассказу о царице Эсфирь, спасшей евреев от злого визиря Амана. Обычно праздник Пурим приходится на март; хотя он и считается <малым> праздником, но отмечается очень весело. Устраиваются карнавалы и театрализованные представления, к которым взрослые и дети шьют костюмы. В синагоге читается свиток Эсфири, и при имени Амана по традиции поднимается страшный шум. В этот день устраиваются праздничные трапезы с обилием вина, а детям дарятся небольшие суммы денег.
В рамках недельного цикла святым днем для евреев является суббота (шабот). Это день радости и покоя, когда предписывается изучать Тору, отдыхать и устраивать праздничную трапезу. Еврейская суббота приходится на вечер пятницы по общепринятому календарю и начинается с заходом солнца; хозяйка дома зажигает свечи и произносит благословения. Вся семья и приглашенные гости принимают участие в праздничной трапезе, во время которой благословляется вино и два специальных праздничных хлеба (халы). Обычно в субботу принято посещать синагогальную службу. Завершается суббота церемонией Хавдалы, в ходе которой читаются специальные молитвы, воскуряются благовония и зажигается специальная свеча.
Евреи-ортодоксы относятся к соблюдению субботы очень строго: стараясь не преступать многочисленных субботних религиозных предписаний - они не работают, не ездят на автомобиле, не курят и т. д. Евреи-реформисты большинством древних запретов пренебрегают.
Начало очередного месяца у евреев совпадает с новолунием (Рош-ходеш). В день новолуния читаются дополнительные молитвы, проводится еще одна служба в синагоге. На новолуние запрещено поститься и соблюдать траур.
В годичном религиозном цикле у иудеев особое место занимают праздники, являющиеся своеобразными вехами духовной жизни верующего. Начинается годичный религиозный цикл осенью, с празднования Нового года (Рош-хашана). Согласно Талмуду, Рош-хашана - это Судный день очередного года, когда Бог судит деяния людей. Во время особо торжественной синагогальной службы в этот день принято трубить в бараний рог (шофар) , а в первую ночь нового года принято есть сладкое - пирог или яблоко, которое обмакивают в мед. На вторую ночь съедается вновь созревший плод - с надеждой на плодородие будущего года.
Рош-хашана знаменует собой начало Десяти дней покаяния, которые завершаются великим Днем искупления (Иом-киппур). Этот день почитается иудеями как самый священный день года. В Иом-киппур предписан строжайший пост с захода солнца до вечера следующего дня. Многие благочестивые евреи не носят в этот день обуви. Согласно еврейской традиции, человек в Иом-киппур может очиститься от грехов, но не иначе, как получив прощение от всех обиженных им. В синагоге проводится пять служб; в начале первого вечернего богослужения звучит наиболее известная из синагогальных молитв - Кол Нидре. Молящиеся призваны исповедоваться, приносить покаяние: каждый входящий в синагогу становится на колени. Если начало всех иудейских праздников может отмечаться в течение двух дней (по старинной традиции, связанной с возможными ошибками в дне новолуния), то Иом-кипур - это единственный праздник, отмечаемый в течение только одного дня. Завершается Иом-Кипур опять звуками шофара.
Через пять дней после Дня покаяния отмечается праздник Кущей (Суккот). Он продолжается в течение восьми дней и имеет двоякий смысл - аграрный и духовно-исторический. Издревле являясь праздником жатвы, он в то же время напоминает о сорокалетних скитаниях израильтян по пустыне. На дни Суккот принято возводить легкую постройку-шалаш (сукку), украшенную фруктами и цветами. В таком шалаше еврейская семья старается проводить как можно больше времени. Каждый день Суккот процессия верующих обходит синагогу. Во время синагогальной службы верующие держат в руках цитрусовый плод (этрог) и размахивают пучком из пальмовой, миртовой и вербной ветвей.
На восьмой день празднования Суккот завершается годичный цикл чтения Торы и начинается новый цикл - поэтому этот день называется праздником Обретения Торы (Симхат-тора). Веселая процессия семь раз обходит синагогу; в руках верующие держат драгоценные свитки Торы. На утренней службе по традиции все мужчины по очереди приглашаются к чтению Торы.
Центральным иудейским праздником является Пасха (Песах), когда евреи всего мира вспоминают освобождение из египетского рабства. В течение восьми дней празднования Пасхи разрешено есть только пресный хлеб (мацу), поэтому этот праздник иногда еще называют праздником Опресноков. В один из двух дней начала Пасхи вся семья вместе с гостями участвует в специальной пасхальной трапезе (седере). На пасхальном блюде, помимо мацы, обязательно присутствуют горькие травы, харосет (смесь из протертых яблок, орехов и вина), яйцо, баранья косточка, овощи, чаша с соленой водой. Хозяин дома рассказывает историю исхода из Египта, сопровождая ее пояснениями; участники трапезы произносят молитвы и выпивают четыре бокала вина. Ритуал седера включает в себя произнесение благословений, пение псалмов. В синагоге в пасхальные дни проводятся праздничные службы.
Пасха издревле считалась также земледельческим праздником, во время которого отмечалось начало жатвы. Через семь недель после Пасхи (в мае-июне) отмечается праздник Седмиц (Шавуот). У древних евреев он, как и Пасха, являлся аграрным праздником (окончания сбора урожая), но со временем приобрел и исторически-духовный смысл: он связывается с обретением Закона на горе Синай. В первый вечер Шавуот во многих общинах читают Священное Писание; особо благочестивые евреи бодрствуют всю ночь за чтением Библии и Талмуда. Во многих общинах именно в этот день празднуется совершеннолетие мальчиков и девочек.
В дополнение к главным праздникам в иудаизме существуют и другие, <малые> праздники. Из них особенно широко отмечаются два праздника, исполненных радости и благодарности Богу. В зимний праздник Света (Ханука) евреи вспоминают о победе над греками во 2 веке до н. э. и очищении Иерусалимского храма. В каждый из восьми дней Хануки на специальном восьмиствольном подсвечнике (меноре) зажигается очередная свеча. Поются религиозные гимны, дети играют в веселые игры, и прежде всего в волчок (дрейдл). В эти дни принято устраивать веселые пиры, обмениваться подарками.
Праздник Жребиев (Пурим) восходит к библейскому рассказу о царице Эсфирь, спасшей евреев от злого визиря Амана. Обычно праздник Пурим приходится на март; хотя он и считается <малым> праздником, но отмечается очень весело. Устраиваются карнавалы и театрализованные представления, к которым взрослые и дети шьют костюмы. В синагоге читается свиток Эсфири, и при имени Амана по традиции поднимается страшный шум. В этот день устраиваются праздничные трапезы с обилием вина, а детям дарятся небольшие суммы денег.
Мечеть далее…