Возникновение китайского этикета
Китайский этикет: история и современность
Из истории этикета
В Китае этикет имеет долгую историю, ведущую свое начало от священных ритуалов глубокой древности. Повседневная жизнь древних народов определялась сложной системой запретов, табу и необходимых действий, имевших магическое значение. Постепенно с усложнением общественной структуры и образованием государства многочисленные магические ритуалы были унифицированы и постепенно преобразованы в определенную систему.
В Китае основателем учения о <ли> (<ритуале> или <этикете>) считается Конфуций (551-479 годы до н. э.); однако сам мудрец не создавал новых ритуалов. Он видел свою задачу лишь в том, чтобы <изучать и любить древность>. Бережное отношение к традиции, аккуратность, соблюдение положенных правил и ритуалов и стало основой его этического учения.
Конфуцианство очень четко и жестко определяло место человека в обществе. Конфуций говорил: <правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном>. Нижестоящий на социальной лестнице, как и младший член семьи, должен был добросовестно выполнять свои обязанности, с почтением относиться и служить вышестоящему, а вышестоящий, в свою очередь, должен быть справедлив к тому, кто зависит от него, и заботиться о его благе подобно отцу.
В этом и заключались обязанности <благородного мужа>. <Благородный муж> должен был вести себя достойно, то есть не нарушая принятых правил и древних ритуалов. Небрежность в одежде, головном уборе, пище, общении с людьми была недопустима. Различия в одежде, поведении и даже во внешнем виде жилища обуславливались положением человека в сословной и чиновничьей иерархии и были строго регламентированы. За <непочтительное> поведение нередко карали смертью. Так, принц царства Чжао Пинъюань-цзюнь (3 в. до н. э.), считавшийся образцом достойного поведения, отрубил голову своей наложнице, осмелившейся смеяться над хромым.
В Китае основателем учения о <ли> (<ритуале> или <этикете>) считается Конфуций (551-479 годы до н. э.); однако сам мудрец не создавал новых ритуалов. Он видел свою задачу лишь в том, чтобы <изучать и любить древность>. Бережное отношение к традиции, аккуратность, соблюдение положенных правил и ритуалов и стало основой его этического учения.
Конфуцианство очень четко и жестко определяло место человека в обществе. Конфуций говорил: <правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном>. Нижестоящий на социальной лестнице, как и младший член семьи, должен был добросовестно выполнять свои обязанности, с почтением относиться и служить вышестоящему, а вышестоящий, в свою очередь, должен быть справедлив к тому, кто зависит от него, и заботиться о его благе подобно отцу.
В этом и заключались обязанности <благородного мужа>. <Благородный муж> должен был вести себя достойно, то есть не нарушая принятых правил и древних ритуалов. Небрежность в одежде, головном уборе, пище, общении с людьми была недопустима. Различия в одежде, поведении и даже во внешнем виде жилища обуславливались положением человека в сословной и чиновничьей иерархии и были строго регламентированы. За <непочтительное> поведение нередко карали смертью. Так, принц царства Чжао Пинъюань-цзюнь (3 в. до н. э.), считавшийся образцом достойного поведения, отрубил голову своей наложнице, осмелившейся смеяться над хромым.
Современный китайский этикет далее…