Иван Николаевич Крамской (1837-1887) - русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель организатор "передвижников". Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галереи; портрет Боткина, 1880 — частная коллекция, Москва), в которых выразительная простота композиции, ясность фигуры подчеркивают ведущую часть глубокой психологической характеристики. Крамской Иван Николаевич в ушел из жизни за работой, у мольберта.
Знаменитые работы художника
Последний автопортрет с дочерью Крамской
Последний автопортрет художника по-своему оказывается и символичным, приоткрывая еще одну важную сторону жизни художника: взаимоотношения с молодым поколением.
Портрет А.С. Суворина
Видный издатель и публицист, редактор газеты «Новое время» А.С. Суворин, слегка сутулясь, не торопясь, поднимается из-за письменного стола навстречу входящему. Извилистый, змеиный силуэт мягких складок его бархатного сюртука создает ощущение вялости и дряблости формы, но в кажущейся бескостнос-ти фигуры нет и намека на душевную мягкость человека. За вкрадчивостью жеста мягких и гибких кистей рук скрывается твердость и решительность натуры, за усталым равнодушием, умным настороженным взглядом, словно ощупывающим изнутри, чувствуется настойчивость и крепость характера.
Портрет Софьи Николаевны Крамской
В этом портрете Крамской использует цветные пастельные карандаши, создающие эффект мягкости и нежности фактуры, усиливающие впечатление жизненной свежести.
Полесовщик (1874)
В период действенного народничества крестьянская тема в русском искусстве обретает новые очертания. К ней обращаются многие русские художники, среди I п IX I Кров. Васнецов, Репин. Большинство крестьянских этюдов Крамского носят созерцательный характер. Его не привлекают сюжеты современной действительности, он не стремится выявить несправедливости жизни, его интересуют «не глубины и сложности» народного характера, а эмоциональные состояния и душевные движения. В -народной теме» он остается портретистом, ис-след\тощим прежде всего человека. Активен лишь «Полесовщик-», н/т «Мужик с дубиной в лесу», как порой называли его современники. Он изображен идущим по пояс. выступающим из глубины лесной чащи - темного фона картины. Создается впечатление. что ему тесно в раме, настолько образ кажется напор! ютым и неукротимым.
Портрет Л.Н. Толстого (1873)
Портретный жанр опирается на выбор модели. В эти годы приходят совершенно новые образы – образы «властителей дум», «новых людей», формирующих идеологию общества. Все содержательные, формальные и композиционные моменты, характерные для Крамского, акцентированы в портрете Л.Н. Толстого (благодаря личным качествам художника Толстой, который не хотел позировать, согласился на это, с большим интересом беседовал с художником во время работы, и Крамской даже написал два его портрета – для Третьякова, по заказу, и для самого Льва Николаевича).
Христос в пустыне (1872)
В картине Крамского пустыня производит впечатление холодного ледянящего пространства, в котором нет и не может быть жизни. Могучая вертикаль словно окаменевшей от дум фигуры Христа противостоит бесконечной шири пустыни. В его лице, особенно во взгляде, полном напряженной мысли, читается некая отрешенность, отсутствие реальности здешнего мира. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало... Подобно тому, как посреди холода и мрака пустыни рождается свет, так внутри изображенного человека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни. В картине нет места ясным и радостным тонам, как но места наивной светлой вере. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Эстетика картины находится в границах эпохи. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхесте-ствен. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий.
Неутешное горе (1884)
Картина по своему замыслу носит глубоко личный характер. Она написана под впечатлением смерти двух младших сыновей художника.
Неизвестная (1883)
Живописный этюд к картине "Неизвестная", который хранится в Праге, в частном собрании (1883). Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину «Неизвестная», умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового - появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха», - констатировали некоторые.
Н.А. Некрасов в период "Последних песен" (1877-1878)
Сильное впечатление, полученное художником от встреч с Некрасовым, воплотилось в своеобразном портрете-картине «Некрасов в период «Последних песен». Перед лицом смерти раскрывается истинное лицо человека. В картине Крамского — это образ умирающего поэта, отдавшегося страстному творческому порыву. Художник стремится к подлинной достоверности изображения.
Русалки (1871)
В картине «Русалки» Крамской отказывается от иллюстрирования конкретного эпизода повести Гоголя — сна Левко и ставит перед собой сложнейшие живописные задачи. «Все стараюсь в настоящее время поймать луну... Трудная штука луна...». Трепет лунного света создает в картине атмосферу зачарованного сказочного мира, в котором природа одушевляется, а реальный мир преображается в сказочный. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло...» Рецензенты с большим удовольствием отмечали в картине Крамского «крайнее правдоподобие фантастического сна», и такие редкие качества современного искусства, как искренность, отсутствие фальши, лжи, предвзятости. «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники... что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление», — отмечала пресса по выставке.
Темы: Искусство | Это интересно
Информация об источнике
ОБСУЖДАЕМ И ЗНАКОМИМСЯ
Кто ваш любимый художник?
Какая картина Вам особенно нравится?