Народная вышивка - удачный пример использования в быту орнамента. Ранее вышивка была едва ли не единственным способом украсить легкую верхнюю одежду, праздничные рубахи, платки, холщовые белые сарафаны, головные уборы, скатерти, полотенца, занавесы, свадебные подзоры и сделанные своими руками обереги.
По некоторым предположениям наших предков можно сделать вывод, что вышивка украшала в основном те части одежды, через которые к телу человека могли проникнуть нечистые силы. Именно отсюда и основное значение орнамента и вышивки - охранять, оберегать. Подобным защитным узором вышивали подол, манжеты, ворот и разрез горловины. Ткань при этом считали непроницаемой для злых духов, поскольку в процессе изготовления использовались различные защитные орнаменты. Именно таким образом делались обереги древних славян
Выбор места расположения вышивки
Круговые - они же традиционные, вышиваются на рукавах, вороте, подоле, поясе.
Все остальные относятся к нетрадиционным и выполняют различные функции защиты: защита малыша от неприятностей - силуэт петуха или коня, вышитый черными или красными нитками;
Круговые - они же традиционные, вышиваются на рукавах, вороте, подоле, поясе.
Все остальные относятся к нетрадиционным и выполняют различные функции защиты: защита малыша от неприятностей - силуэт петуха или коня, вышитый черными или красными нитками;
- для детей более старшего возраста, например, школьников - фиолетово-синяя гамма, защищающая от умственного переутомления;
- защита сферы отношений (любовной) - крестовидные и круговые формы узоров, вышитых оранжево-красными нитками;
- успешное ведение дел в любой области деятельности - золотисто-зеленая или голубая вышивка.
Виды орнаментов
Возникновение орнамента относится ко времени, когда до появления письменности было еще далеко. Это подтверждено в основном тем, что древний человек, рывший себе землянки, одевавшийся в шкуры убитых животных и согревавшийся у костра, обязательно украшал большинство предметов домашнего обихода различными орнаментами. На орудиях труда и глиняных сосудах людей того времени можно заметить простейшие узоры: волнистые и прямые линии, точки и ромбы. Довольно трудно читать такие знаки, но ученые старательно разгадывают эти тайны. Всем известно, что в древние времена человек был охотником. Разумеется, он знал, что основная сила зверей находилась в их бивнях — настоящем оружии в борьбе за жизнь. Сам бивень или его срез изображали в виде ромба. Данный знак содержал в себе могущество и силу. Именно по этой причине древние люди рисовали его на окружающих предметах и собственном теле. Ромбы, набегающие друг на друга, являлись знаком удачи, плодородия и успешной охоты. Человек просил у Земли, Солнца и Неба удачи и творил нужные заклинания, чтобы его поля были урожайны. Для этого ему приходилось повторять узоры. Помимо этого: горизонтальные линии символизировали землю; точки между линиями — брошенные в землю зерна; волнистые линии — воду; косые линии — символ дождя, пересекающего дорогу к солнцу. В древности мастера часто рисовали знаки, символизирующие солнце — солярные знаки. За тысячелетие солнце получило огромное количество вариаций изображения, среди которых есть и различного вида кресты, будь то в круге или без него. Некоторые подобные кресты, очерченные кругом, напоминают изображения колеса, и это не просто так: люди видели, что солнце двигалось по небосводу, как огненное колесо. Небесное светило, а точнее его вечное движение, обозначали свастикой, крючковатым крестом, обозначившим не только солнце, но и пожелание благополучия. Чаще всего можно встретить на северных вышивках рубах, полотенец и в бранном ткачестве. Старые орнаменты могут поведать нам множество тайн. Разгадывая значения символов, мы понимаем, что этот язык символов передает нам отношение предков к природе. Мастера выводили нужные заклинания в виде орнамента, прося у природы покровительства, защиты и милости, преклоняясь перед ее могуществом. После этого народ с особой тщательностью отбирал и хранил те знаки, которые способствовали изобилию, благу, удаче и хорошему урожаю.
Возникновение орнамента относится ко времени, когда до появления письменности было еще далеко. Это подтверждено в основном тем, что древний человек, рывший себе землянки, одевавшийся в шкуры убитых животных и согревавшийся у костра, обязательно украшал большинство предметов домашнего обихода различными орнаментами. На орудиях труда и глиняных сосудах людей того времени можно заметить простейшие узоры: волнистые и прямые линии, точки и ромбы. Довольно трудно читать такие знаки, но ученые старательно разгадывают эти тайны. Всем известно, что в древние времена человек был охотником. Разумеется, он знал, что основная сила зверей находилась в их бивнях — настоящем оружии в борьбе за жизнь. Сам бивень или его срез изображали в виде ромба. Данный знак содержал в себе могущество и силу. Именно по этой причине древние люди рисовали его на окружающих предметах и собственном теле. Ромбы, набегающие друг на друга, являлись знаком удачи, плодородия и успешной охоты. Человек просил у Земли, Солнца и Неба удачи и творил нужные заклинания, чтобы его поля были урожайны. Для этого ему приходилось повторять узоры. Помимо этого: горизонтальные линии символизировали землю; точки между линиями — брошенные в землю зерна; волнистые линии — воду; косые линии — символ дождя, пересекающего дорогу к солнцу. В древности мастера часто рисовали знаки, символизирующие солнце — солярные знаки. За тысячелетие солнце получило огромное количество вариаций изображения, среди которых есть и различного вида кресты, будь то в круге или без него. Некоторые подобные кресты, очерченные кругом, напоминают изображения колеса, и это не просто так: люди видели, что солнце двигалось по небосводу, как огненное колесо. Небесное светило, а точнее его вечное движение, обозначали свастикой, крючковатым крестом, обозначившим не только солнце, но и пожелание благополучия. Чаще всего можно встретить на северных вышивках рубах, полотенец и в бранном ткачестве. Старые орнаменты могут поведать нам множество тайн. Разгадывая значения символов, мы понимаем, что этот язык символов передает нам отношение предков к природе. Мастера выводили нужные заклинания в виде орнамента, прося у природы покровительства, защиты и милости, преклоняясь перед ее могуществом. После этого народ с особой тщательностью отбирал и хранил те знаки, которые способствовали изобилию, благу, удаче и хорошему урожаю.
Традиционная символика, используемая в вышивке и оберегах
Знаки
Знаки
- Квадрат (реже ромб), разделенный крестом на равные четыре части (вспаханное поле) или же имеющий внутри точки (засеянное поле) - знаки плодородия и земли.
- Волнистая линия - знак стихии воды, где подземные воды, «хляби небесные» и реки изображаются горизонтальными полосами, а дождь - вертикальными.
- Крада, она же решетка - символ стихии огня.
- Крада - погребальный или жертвенный костер.
- Громовник, изображается шестиконечным крестом в шестиграннике или круге, является знаком грома (Перуна) - воинский оберег или оберег от молний.
- Колокрес (крест, очерченный кругом) является символом солнца, знаком закрытости, отпугивает зло.
- Еще один знак огня - петушиный гребень с семью выступами.
- Крес (комой или прямой равносторонний крест) - знак бога огня Агуни.
- Рог изобилия - соответствует названию, т. е. символизирует богатство.
- Месяц - знак луны. Часто делались подвески «лунницы».
- Ярга. Иначе - свастика, коловорот,
- Коловрат. Есть разные варианты начертания Ярги - знака Солнца, богов Солнца Хорса и Даждьбога. По направлению вращения различают знак светлого - солнца Яви и знак тёмного - солнца Нави. Яви - благотворная, созидательная Сила; Нави - разрушительная Сила. По славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), оттуда и название. Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
- Дерево (обычно ель) - символ взаимосвязи и долгой жизни.
- Спираль — мудрость; если цветовая сочетание сине-фиолетовое - сокровенных знаний. Самый сильный отвращающий знак для теневых сущностей - если цвет белый, черный или красный.
- Треугольник - человек; особенно если сопровождается точками или же кружками с верхней стороны. Символизирует общение между людьми.
Божества
Макошь - это изображение женщины с поднятыми ладонями, если же ладони опущены - это Лада. Часто они показаны в окружении оленей по бокам. Эти удивительные богини отождествлены с северными созвездиями Малой и Большой Медведицы. Ранее на Руси созвездия имели названия Лосиных.
Живые существа
Цвета оберега напрямую связаны с защитой одной конкретной чакры человека, из семи существующих. Для расположенной в самом низу, в районе копчика, отвечающей за опорно-двигательный аппарат, прямую кишку и мочеполовую систему - красный цвет. Оранжевый - идеален для второй чакры, находящейся немногим ниже пупка и отвечающей за почки и половую энергию. Третьей (район солнечного сплетения) подходит желтый, как для области, где централизуется жизненная энергия, контролирующая также все органы в брюшной полости. Сердечной чакре, четвертой по счету, необходим зеленый цвет, поскольку она отвечает за деятельность сердца, рук, позвоночника, легких и эмоции. Ответственную за органы слуха, дыхания, кожу и горло пятую - горловую чакру важно баловать голубым, ведь она также ответственна за человеческий творческий потенциал. Для зоны «третьего глаза» (шестой), разбирающейся с интеллектуальными способностями - синий. Седьмая чакра (темечко), являющаяся связывающим звеном с Богом и Высшими Силами - фиолетовый.
Что означают эти цвета?
Макошь - это изображение женщины с поднятыми ладонями, если же ладони опущены - это Лада. Часто они показаны в окружении оленей по бокам. Эти удивительные богини отождествлены с северными созвездиями Малой и Большой Медведицы. Ранее на Руси созвездия имели названия Лосиных.
Живые существа
- Ворон - знак смерти и мудрости, Велеса.
- Змей - знак мудрости, земли, Велеса. Связан с Нижним Миром.
- Бык - знак Велеса. Медведь - также знак Велеса.
- Дерево - знак Мироздания (Мировое Древо), а также знак плодородия и жизни.
- Петух - знак Огуни, огня.
- Конь - знак Солнечных Богов и знак солнца.
- Свинья - знак изобилия и плодородия.
- Волк - знак Ярилы.
- Лебедь - знак зимы, смерти, Мары.
- Лосиха или олениха (важенка) - знак рожаниц и Богинь плодородия.
- Козел - знак плодовитости и плодородия.
- Орел - знак грома, Перуна.
- Кукушка - знак жизни, Живы.
- Сокол - знак Агуни, огня. Существует теория, что «трезуб» (герб современной Украины и Рюриковичей) - стилизованное изображение летящего сокола.
Цвета оберега напрямую связаны с защитой одной конкретной чакры человека, из семи существующих. Для расположенной в самом низу, в районе копчика, отвечающей за опорно-двигательный аппарат, прямую кишку и мочеполовую систему - красный цвет. Оранжевый - идеален для второй чакры, находящейся немногим ниже пупка и отвечающей за почки и половую энергию. Третьей (район солнечного сплетения) подходит желтый, как для области, где централизуется жизненная энергия, контролирующая также все органы в брюшной полости. Сердечной чакре, четвертой по счету, необходим зеленый цвет, поскольку она отвечает за деятельность сердца, рук, позвоночника, легких и эмоции. Ответственную за органы слуха, дыхания, кожу и горло пятую - горловую чакру важно баловать голубым, ведь она также ответственна за человеческий творческий потенциал. Для зоны «третьего глаза» (шестой), разбирающейся с интеллектуальными способностями - синий. Седьмая чакра (темечко), являющаяся связывающим звеном с Богом и Высшими Силами - фиолетовый.
Что означают эти цвета?
- Красный - огонь, небесный огонь, кровь (символ жизненной силы).
- Черный - земля.
- Белый связан с ощущением священности, света, чистоты (Белый Царь, Белый Свет), при этом также является цветом траура и смерти.
- Золотой - солнце.
- Зеленый - жизнь, растительность.
- Фиолетовый цвет практически не встречается в русской вышивке.
- Синий - вода, небо.