Стенограмма

Азбука делового общения

Деловой этикет

Стенограмма деловых переговоров, выступлений на конференциях, съездах или совещаниях обычно ведется в тех случаях, когда необходимо обеспечить полное соответствие каждого выступления, реплик председательствующего и т. д. В случае переговоров каждая из сторон вправе вести стенограмму самостоятельно. Бывает и так, что участники переговоров поручают стенографирование организаторам переговоров - в этом случае стенограмма рассматривается как совместная работа.

Как правило, в начале работы председательствующий предупреждает участников о том, что выступления стенографируются. Имеющиеся письменные тексты выступлений сдаются после выступления стенографистам. После завершения работы, если ведется общая для всех участников стенограмма, председательствующий вносит предложение о дальнейшей работе с текстом и об использовании стенограммы. Стенограмма может включаться в официальные документы конференций, совещаний, переговоров или же только упоминаться в них - в таких случаях делается ссылка на то, где с ней можно ознакомиться.

Предварительный текст или его части могут быть представлены выступавшим для редакционной правки, текст может считаться открытым для дальнейшего использования или закрытым - сугубо для сведения участников.

Стенограмма - это достаточно свободный по форме документ, однако она должна содержать обязательные атрибуты - гриф конфиденциальности, дату, место проведения и название мероприятия, имена или инициалы стенографов, визу или подпись председательствующего или секретаря (стенограмма переговоров может быть завизирована или подписана руководителями делегаций). В случае, если стенограмма выступавшими или ведущими мероприятия не просматривалась, то в конце текста или в сноске делается соответствующая запись.


Когда можно пользоваться диктофоном? далее…