Отучить от лени

Можно ли научить ребенка не лениться

Отучить от лени
В психологии такого понятия, как лень, вообще нет. Этот вывод звучит в книге известного российского психолога М. Лабковского. По мнению автора: "лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли". Дети же в принципе не способны лениться, а попытки победить лень ребенка похожи на борьбу с несуществующим врагом.

Подоплеку лени у маленьких учеников можно увидеть, если понаблюдать за их деятельностью. Избавить ребенка от лени означает – понять мотивы поведения, которое мы принимаем за ленивость и устранить негативные факторы.


Отучить ребенка от лени: почему дети становятся ленивыми?

Условно причины развития у детей апатии к учебе и любым другим видам развивающей деятельности можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние – это физиологические, психологические факторы, которые невозможно изменить. Чтобы бороться с детской ленью, за которой стоят эти факторы, необходимо обязательно их учитывать в процессе воспитания, строить учебные планы, применять педагогические методы, ориентируясь на особенности детского психотипа (темперамента, свойств ума).


Ленивыми кажутся малыши:

  • очень медлительные в силу своего темперамента;

  • слишком активные, чтобы сосредоточиться на учебе;

  • развивающиеся чуть медленнее своих сверстников (речь идет не о серьезных нарушениях мозговой деятельности, а волнообразном графике развития, свойственном для малышей и школьников 5-11 лет).

Часто ленивыми дети становятся, когда взрослые (педагоги и родители) всячески пытаются бороться с детской ленью, не разобравшись в ее причинах. Самые популярные методы воспитания у родителей – порицание, завышенные требования, критика, контроль. На фоне этой борьбы у учеников:

  • развивается страх перед ошибками;

  • снижается самооценка;

  • возникает состояние стресса, которое приводит к быстрому переутомлению, апатии;

  • возникают конфликты с родителями, учителем;

  • пропадает мотивация, интерес к учебе.

Кроме воспитательных мер к внешним причинам лени относятся такие пробелы в дошкольном развитии ребенка, как отсутствие навыков самодисциплины и организации учебного процесса, неумение наладить контакт с окружающими (в частности с педагогом и одноклассниками).


Как побороть лень ребенка? Заинтересовать и мотивировать


Дошкольники и ученики начальной школы нуждаются в родительской поддержке, а не в критике. Если бы мамы и папы знали, как велико их влияние на детское отношение к себе, они бы чаще хвалили своих малышей за их маленькие достижения и меньше обращали внимание на ошибки.


Правила борьбы с детской ленью – это правила уважительного отношения к личности ребенка.

От родителей требуется:

  • разделять и поощрять детские интересы;

  • сделать учебу интересной настолько, чтобы ученик сам захотел учиться;

  • доверять бытовые дела, верить, что ребенок способен сам справиться с поставленными задачами;

  • приучать к труду;

  • учитывать уровень способностей, убедиться, что родительские требования не слишком высоки (по силам) для малыша;

  • хвалить за реальные результаты, одобрять любую самостоятельную инициативу в учебе, саморазвитии;

  • объяснять, какую пользу приносит учеба;

  • научить малыша не бояться неудач, а извлекать пользу из полученного опыта;

  • развивать целеустремленность, самостоятельность, волю к победе.

Важное условие воспитания прилежного ученика – не эксплуатировать детский ум, а развивать его, повышать его продуктивность, приучать к активной работе.


В России много центров подготовки к школе. Но именно развивающих занятий для детей среди них единицы. Школа ментальной арифметики Соробан® - как раз такие курсы для дошколят и школьников, которые развивают ум, формируют внутреннюю дисциплину и учат детей достигать намеченных целей. Уроки ментальной математики открывают перед детьми самые привлекательные стороны учебы и помогают избавить ребенка от лени в самом зародыше.

05.10.2018
Miau!