Подоплеку лени у маленьких учеников можно увидеть, если понаблюдать за их деятельностью. Избавить ребенка от лени означает – понять мотивы поведения, которое мы принимаем за ленивость и устранить негативные факторы.
Отучить ребенка от лени: почему дети становятся ленивыми?
Условно причины развития у детей апатии к учебе и любым другим видам развивающей деятельности можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние – это физиологические, психологические факторы, которые невозможно изменить. Чтобы бороться с детской ленью, за которой стоят эти факторы, необходимо обязательно их учитывать в процессе воспитания, строить учебные планы, применять педагогические методы, ориентируясь на особенности детского психотипа (темперамента, свойств ума).
Ленивыми кажутся малыши:
очень медлительные в силу своего темперамента;
слишком активные, чтобы сосредоточиться на учебе;
развивающиеся чуть медленнее своих сверстников (речь идет не о серьезных нарушениях мозговой деятельности, а волнообразном графике развития, свойственном для малышей и школьников 5-11 лет).
Часто ленивыми дети становятся, когда взрослые (педагоги и родители) всячески пытаются бороться с детской ленью, не разобравшись в ее причинах. Самые популярные методы воспитания у родителей – порицание, завышенные требования, критика, контроль. На фоне этой борьбы у учеников:
развивается страх перед ошибками;
снижается самооценка;
возникает состояние стресса, которое приводит к быстрому переутомлению, апатии;
возникают конфликты с родителями, учителем;
пропадает мотивация, интерес к учебе.
Кроме воспитательных мер к внешним причинам лени относятся такие пробелы в дошкольном развитии ребенка, как отсутствие навыков самодисциплины и организации учебного процесса, неумение наладить контакт с окружающими (в частности с педагогом и одноклассниками).
Как побороть лень ребенка? Заинтересовать и мотивировать
Дошкольники и ученики начальной школы нуждаются в родительской поддержке, а не в критике. Если бы мамы и папы знали, как велико их влияние на детское отношение к себе, они бы чаще хвалили своих малышей за их маленькие достижения и меньше обращали внимание на ошибки.
Правила борьбы с детской ленью – это правила уважительного отношения к личности ребенка.
От родителей требуется:
-
разделять и поощрять детские интересы;
-
сделать учебу интересной настолько, чтобы ученик сам захотел учиться;
-
доверять бытовые дела, верить, что ребенок способен сам справиться с поставленными задачами;
-
приучать к труду;
-
учитывать уровень способностей, убедиться, что родительские требования не слишком высоки (по силам) для малыша;
-
хвалить за реальные результаты, одобрять любую самостоятельную инициативу в учебе, саморазвитии;
-
объяснять, какую пользу приносит учеба;
-
научить малыша не бояться неудач, а извлекать пользу из полученного опыта;
-
развивать целеустремленность, самостоятельность, волю к победе.
Важное условие воспитания прилежного ученика – не эксплуатировать детский ум, а развивать его, повышать его продуктивность, приучать к активной работе.
В России много центров подготовки к школе. Но именно развивающих занятий для детей среди них единицы. Школа ментальной арифметики Соробан® - как раз такие курсы для дошколят и школьников, которые развивают ум, формируют внутреннюю дисциплину и учат детей достигать намеченных целей. Уроки ментальной математики открывают перед детьми самые привлекательные стороны учебы и помогают избавить ребенка от лени в самом зародыше.