Действие II

Чтение для души

Читать

Сцена первая
 
Верона. Площадь под садовою стеною Капулетти. 
 
Входит Ромео. 
 
Ромео
 
Куда уйду я, если сердце здесь?
Вращайся вкруг планеты, бедный спутник!
 
 
(Перелезает через стену сада.) 
 
Входят 
 
Бенволио и Меркуцио. 
 
Бенволио
 
Ромео, стой!
 
 
Меркуцио
 
Ромео не дурак:
Он дома и, наверное, в постели.
 
 
Бенволио
 
Он перелез чрез эту стену в сад.
Погромче позови его, Меркуцьо.
 
 
Меркуцио
 
Звать мало – вызову его, как тень.
Ромео! Сумасшедший обожатель!
Стань предо мной, как облачко, как вздох!
Произнеси полстрочки, и довольно.
Скажи «увы». Срифмуй «любовь» и «кровь».
Взови к Венере или Купидону.
Скажи, что это мерзкий сорванец
С подбитым глазом. Расскажи легенду
О нищей и царе Кофетуа. (Кофетуа – легендарный царь, герой старинной английской баллады. По преданию, этот царь был женоненавистником, но однажды увидел из окна своего дворца девушку-нищенку и полюбил ее на всю жизнь.)
Не слышит, не колышется, не дышит.
Бедняга мертв, а я зову его!
Зову тебя во имя Розалины,
Ее горящих глаз и влажных губ,
Крутого лба и стройных ног и бедер
И прочих околичностей, проснись
И выйди к нам.
 
 
Бенволио
 
Он может рассердиться.
 
 
Меркуцио
 
А, собственно, на что? Иная вещь,
Когда бы я к его любезной вызвал
Другого и оставил их вдвоем
Но я ведь заклинаю дух Ромео
В его прямом и собственном лице.
Он должен оценить, а не сердиться.
 
 
Бенволио
 
Идем отсюда. Он засел в кустах.
Его слепые чувства одолели.
 
 
Меркуцио
 
Слепая страсть не достигает цели.
Он, верно, тут под деревом застыл
И сожалеет, что его царица
Не ягода садовая кизил,
Чтоб в рот к нему без косточки свалиться.
О, если б ягодой она была!
Ну и дурак набитый ты, Ромео!
Прощай, однако. Поспешу в постель.
Спать на траве и холодно и сыро.
Идем, Бенволио.
 
 
Бенволио
 
Идем. Зачем
Искать того, кто найден быть не хочет?
 
 
Уходят. 
 
Сцена вторая
 
Сад Капулетти. 
 
Входит Ромео. 
 
Ромео
 
Им по незнанью эта боль смешна.
Но что за блеск я вижу на балконе?
Там брезжит свет. Джульетта, ты, как день!
Стань у окна. Убей луну соседством;
Она и так от зависти больна,
Что ты ее затмила белизною.
 
 
На балконе показывается  Джульетта. 
 
Оставь служить богине чистоты.
Плат девственницы жалок и невзрачен.
Он не к лицу тебе. Сними его.
О милая! О жизнь моя! О радость!
Стоит, сама не зная, кто она.
Губами шевелит, но слов не слышно.
Пустое, существует взглядов речь!
О, как я глуп! С ней говорят другие.
Две самых ярких звездочки, спеша
По делу с неба отлучиться, просят
Ее глаза покамест посверкать.
Ах, если бы глаза ее на деле
Переместились на небесный свод!
При их сиянье птицы бы запели,
Принявши ночь за солнечный восход.
Стоит одна, прижав ладонь к щеке.
О чем она задумалась украдкой?
О, быть бы на ее руке перчаткой,
Перчаткой на руке!
 
 
Джульетта
 
О, горе мне!
 
 
Ромео
 
Проговорила что-то. Светлый ангел,
Во мраке на балконе надо мной
Ты реешь, как крылатый вестник неба
Над головами пораженных толп,
Которые рассматривают снизу,
Как он над ними по небу плывет.
 
 
Джульетта
 
Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!
Отринь отца да имя измени,
А если нет, меня женою сделай,
Чтоб Капулетти больше мне не быть.
 
 
Ромео
 
Прислушиваться дальше иль ответить?
 
 
Джульетта
 
Лишь это имя мне желает зла.
Ты был бы ты, не будучи Монтекки.
Что есть Монтекки? Разве так зовут
Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?
Неужто больше нет других имен?
Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенств, какой он есть.
Зовись иначе как-нибудь, Ромео,
И всю меня бери тогда взамен.
 
 
Ромео
 
О, по рукам! Теперь я твой избранник.
Я новое крещение приму,
Чтоб только называться по-другому.
 
 
Джульетта
 
Кто это проникает в темноте
В мои мечты заветные?
 
 
Ромео
 
Не смею
Назвать себя по имени. Оно
Благодаря тебе мне ненавистно.
Когда б оно попалось мне в письме,
Я б разорвал бумагу с ним на клочья.
 
 
Джульетта
 
Десятка слов не сказано у нас,
А как уже знаком мне этот голос!
Ты не Ромео? Не Монтекки ты?
 
 
Ромео
 
Ни тот, ни этот: имена запретны.
 
 
Джульетта
 
Как ты сюда пробрался? Для чего?
Ограда высока и неприступна.
Тебе здесь неминуемая смерть,
Когда тебя найдут мои родные.
 
 
Ромео
 
Меня перенесла сюда любовь,
Ее не останавливают стены.
В нужде она решается на все.
И потому – что мне твои родные?
 
 
Джульетта
 
Они тебя увидят и убьют.
 
 
Ромео
 
Твой взгляд опасней двадцати кинжалов.
Взгляни с балкона дружелюбней вниз,
И это будет мне от них кольчугой.
 
 
Джульетта
 
Не попадись им только на глаза.
 
 
Ромео
 
Меня плащом укроет ночь. Была бы
Лишь ты тепла со мною. Если ж нет,
Предпочитаю смерть от их ударов,
Чем долгий век без нежности твоей.
 
 
Джульетта
 
Кто показал тебе сюда дорогу?
 
 
Ромео
 
Ее нашла любовь. Я не моряк,
Но, если б ты была на крае света,
Не медля мига, я бы, не страшась,
Пустился в море за таким товаром.
 
 
Джульетта
 
Мое лицо спасает темнота,
А то б я, знаешь, со стыда сгорела,
Что ты узнал так много обо мне.
Хотела б я восстановить приличье,
Да поздно, притворяться ни к чему.
Ты любишь ли меня? Я знаю, верю,
Что скажешь «да». Но ты не торопись.
Ведь ты обманешь. Говорят, Юпитер
Не ставит ни во что любовных клятв.
Не лги, Ромео. Это ведь не шутка.
Я легковерной, может быть, кажусь?
Ну ладно, я исправлю впечатленье
И откажу тебе в своей руке,
Чего не сделала бы добровольно.
Конечно, я так сильно влюблена,
Что глупою должна тебе казаться.
Но я честнее многих недотрог,
Которые разыгрывают скромниц.
Мне следовало б сдержаннее быть,
Но я не знала, что меня услышат.
Прости за пылкость и не принимай
Прямых речей за легкость и доступность.
 
 
Ромео
 
Мой друг, клянусь сияющей луной,
Посеребрившей кончики деревьев…
 
 
Джульетта
 
О, не клянись луною, в месяц раз
Меняющейся, – это путь к изменам.
 
 
Ромео
 
Так чем мне клясться?
 
 
Джульетта
 
Не клянись ничем
Или клянись собой, как высшим благом,
Которого достаточно для клятв.
 
 
Ромео
 
Клянусь, мой друг, когда бы это сердце…
 
 
Джульетта
 
Не надо, верю. Как ты мне ни мил,
Мне страшно, как мы скоро сговорились.
Все слишком второпях и сгоряча,
Как блеск зарниц, который потухает,
Едва сказать успеешь «блеск зарниц».
Спокойной ночи! Эта почка счастья
Готова к цвету в следующий раз.
Спокойной ночи! Я тебе желаю
Такого же пленительного сна,
Как светлый мир, которым я полна.
 
 
Ромео
 
Но как оставить мне тебя так скоро?
 
 
Джульетта
 
А что прибавить к нашему сговору?
 
 
Ромео
 
Клянись и ты, как клялся я тебе.
 
 
Джульетта
 
Я первая клялась и сожалею,
Что дело в прошлом, а не впереди.
 
 
Ромео
 
Ты б эту клятву взять назад хотела?
 
 
Джульетта
 
Да, для того чтоб дать ее опять.
Мне не подвластно то, чем я владею.
Моя любовь без дна, а доброта,
Как ширь морская. Чем я больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче.
 
 
Голос кормилицы за сценой. 
 
Меня зовут. Я ухожу. Прощай.
Иду, иду! – Прости, не забывай.
Я, может быть, вернусь еще. Постой-ка.
 
 
Уходит. 
 
Ромео
 
Святая ночь, святая ночь! А вдруг
Все это сон, так непомерно счастье,
Так сказочно и чудно это все!
 
 
На балкон возвращается  Джульетта. 
 
Джульетта
 
Еще два слова. Если ты, Ромео,
Решил на мне жениться не шутя,
Дай завтра знать, когда и где венчанье.
С утра к тебе придет мой человек
Узнать на этот счет твое решенье.
Я все добро сложу к твоим ногам
И за тобой последую повсюду.
 
 
Кормилица
 
(за сценой) 
 
Голубонька!
 
 
Джульетта
 
Иду! Сию минуту! —
А если у тебя в уме обман,
Тогда, тогда…
 
 
Кормилица
 
(за сценой) 
 
Голубонька!
 
 
Джульетта
 
Немедля
Оставь меня и больше не ходи.
Я завтра справлюсь.
 
 
Ромео
 
Я клянусь спасеньем…
 
 
Джульетта
 
Сто тысяч раз прощай.
 
 
Уходит. 
 
Ромео
 
Сто тысяч раз
Вздохну с тоской вдали от милых глаз.
К подругам мы – как школьники домой,
А от подруг – как с сумкой в класс зимой.
 
 
(Направляется к выходу.) 
 
На балкон возвращается Джульетта. 
 
Джульетта
 
Ромео, где ты? Дудочку бы мне,
Чтоб эту птичку приманить обратно!
Но я в неволе, мне кричать нельзя,
А то б я эхо довела до хрипа
Немолчным повтореньем этих слов:
Ромео, где ты? Где же ты, Ромео?
 
 
Ромео
 
Моя душа зовет меня опять.
Как звонки ночью голоса влюбленных!
 
 
Джульетта
 
Ромео!
 
 
Ромео
 
Милая!
 
 
Джульетта
 
В каком часу
Послать мне завтра за ответом?
 
 
Ромео
 
В девять.
 
 
Джульетта
 
До этого ведь целых двадцать лет!
Я изождусь… Что я сказать хотела?
 
 
Ромео
 
Припомни, я покамест постою.
 
 
Джульетта
 
Постой, покамест я опять забуду,
Чтоб только удержать тебя опять.
 
 
Ромео
 
Припоминай и забывай, покуда,
Себя не помня, буду я стоять.
 
 
Джульетта
 
Почти рассвет. Пора тебе исчезнуть.
А как, скажи, расстаться мне с тобой?
Ты, как ручная птичка щеголихи,
Прикованная ниткою к руке.
Ей то дают взлететь на весь подвесок,
То тащат вниз на шелковом шнурке.
Вот так и мы с тобой.
 
 
Ромео
 
Я был бы счастлив
Быть этой птицей.
 
 
Джульетта
 
Рада бы и я,
Да я б тебя убила частой лаской.
Однако окончательно прощай.
Прощай, прощай, а разойтись нет мочи!
Так и твердить бы век: «Спокойной ночи!».
 
 
Уходит. 
 
Ромео
 
Прощай. Спокойный сон к тебе приди
И сладкий мир разлей в твоей груди!
А я пойду к отцу Лоренцо в келью
За помощью в сердечном нашем деле.
 
 
Уходит. 
 
Сцена третья
 
Келья брата Лоренцо. 
 
Входит брат Лоренцо с корзиной. 
 
Брат Лоренцо
 
Ночь сердится, а день исподтишка
Расписывает краской облака.
Как выпившие, выводя мыслете,
Остатки тьмы плетутся на рассвете.
Пока роса на солнце не сошла
И держится предутренняя мгла,
Наполнить должен я свою корзину
Растеньями с полезной сердцевиной.
Земля – праматерь всех живых пород —
Их производит, их и погребет.
Все, что на ней, весь мир ее зеленый
Сосет ее, припав к родному лону.
Среди пород нет лишней и пустой,
Все с чем-нибудь, и все на свой покрой.
Какие поразительные силы
Земля в каменья и цветы вложила!
На свете нет такого волокна,
Которым не гордилась бы она,
Как не отыщешь и такой основы,
Где не было бы ничего дурного.
Полезно все, что кстати, а не в срок
Из блага превращается в порок.
К примеру, этого цветка сосуды:
Одно в них хорошо, другое худо.
В его цветах – целебный аромат,
А в листьях и корнях – сильнейший яд.
В таком же постоянном раздвоенье
И сердца каждодневное биенье.
Однако в тех, где побеждает зло,
Зияет смерти черное дупло.
 
 
Ромео (за сценой) 
 
Отец!
 
 
Брат Лоренцо
 
Благословение Господне.
Кому б ко мне в такую рань сегодня?
 
 
Входит Ромео. 
 
Ах, это ты? Вполне ли ты здоров,
Что пробудился раньше петухов?
Иное дело старость и заботы:
У них свои с бессонницею счеты.
Но в молодые годы крепкий сон,
Мне кажется, единственный закон.
Ты неспроста горишь усердьем ранним,
А по каким-то важным основаньям.
А может быть, как бражникам под стать,
Совсем еще ты не ложился спать?
 
 
Ромео
 
Ты прав. Об этом не было помину.
 
 
Брат Лоренцо
 
Прости, Господь! Ты был у Розалины?
 
 
Ромео
 
Нет, с Розалиной у меня конец.
Я имя позабыл ее, отец.
 
 
Брат Лоренцо
 
Я одобряю. Что ж ты так сияешь?
 
 
Ромео
 
Сейчас, отец, ты главное узнаешь.
Вчера я ранен был, придя на бал,
И на удар ударом отвечал.
Перевяжи нас поскорей обоих.
Вот я зачем в твоих святых покоях.
Как заповедь твоя мне дорога!
Я зла не помню и простил врага.
 
 
Брат Лоренцо
 
Попроще, сын. Что отвечать я стану,
Когда так исповедь твоя туманна?
 
 
Ромео
 
Я дочку Капулетти полюбил,
Она мне дорога, и я ей мил.
Мы друг без друга часа не протянем,
Все слажено, и дело за венчаньем.
Теперь скорее по делам пойдем.
Подробности я расскажу потом.
Но раньше мне пообещай, однако,
Сегодня взяться за свершенье брака.
 
 
Брат Лоренцо
 
Святой Франциск, какой переворот!
О Розалине уж и речь нейдет.
Привязанности нашей молодежи
Не в душах, а в концах ресниц, похоже.
Скажи, по ком недавно, вертопрах,
Я видел слезы на твоих глазах?
Рассолу сколько, жалости в приправу,
Без всякой пользы вылито в канаву?
Давно ли замер твой последний вздох?
Давно ли отзвук слез твоих заглох?
С лица еще ведь не сошли их пятна.
Чьи это были чувства, непонятно.
Я, может, ошибаюсь, и похвал
В честь Розалины ты не расточал?
Но если так мужское слово шатко,
Какого ждать от женщины порядка?
 
 
Ромео
 
Не за нее ль бывал мне нагоняй?
 
 
Брат Лоренцо
 
Не за нее, за резвость через край.
 
 
Ромео
 
Вот я и охладел к ней тем скорее.
 
 
Брат Лоренцо
 
И новую взвалил себе на шею?
 
 
Ромео
 
Но эта предыдущей не чета.
Та злобилась, а эта – доброта.
 
 
Брат Лоренцо
 
И хорошо, что злилась. За любовью
Она угадывала пустословье.
Но я с тобою, юный ветрогон.
Я в вашу пользу вот чем привлечен:
Мне видится в твоей второй зазнобе
Развязка вашего междоусобья.
 
 
Ромео
 
Прошу, скорей!
 
 
Брат Лоренцо
 
Прошу не торопить:
Тот падает, кто мчится во всю прыть.
 
 
Уходят. 
Сцена четвертая
 
Улица. 
 
Входят Бенволио и Меркуцио. 
 
Меркуцио
 
Где носят черти этого Ромео?
Он был сегодня ночью дома?
 
 
Бенволио
 
Нет.
Я там справлялся.
 
 
Меркуцио
 
Эта Розалина
Своей пустой, бессовестной игрой
Беднягу доведет до полоумья.
 
 
Бенволио
 
Слыхал, Тибальт, племянник Капулетти,
Прислал ему письмо?
 
 
Меркуцио
 
Вызов, вот увидите.
 
 
Бенволио
 
Ромео ответит.
 
 
Меркуцио
 
Ничего удивительного. Ответить на письмо не хитрость.
 
 
Бенволио
 
Нет, он ответит принятием вызова.
 
 
Меркуцио
Бедный Ромео! Он и так уже мертв от черного глаза белой лиходейки. Уши у него прострелены серенадами, сердце – любовною стрелою. И такому-то тягаться с Тибальтом!
 
Бенволио
А что такое Тибальт?
 
Меркуцио
Нечто посущественней кота Тибальта из сказки, можешь мне поверить. В делах чести – настоящий дьявол. Фехтует, как по нотам – раз, два, а три уже сидит по рукоятку у тебя в брюхе. Такой дуэлист, что мое почтенье! А его бессмертные passado, его punto reverso, его hai! («Passado, punto, reverso»  – итальянские названия приемов фехтования. Hail  – восклицание фехтовальщика во время выпада.)
 
Бенволио
Его что?
 
Меркуцио
Это из их дурацкой тарабарщины, чтоб их черт побрал. Только и слышишь: «Готов божиться, вот это клинок! Бьюсь об заклад, вот это мужчина! Провалиться, вот это девка!» И откуда их столько берется, этих мух заморских, с их модными pardonnez-moi (Pardonnez-moi (фр. ) – извините меня.) и bon, bon.(Bon  (фр. ) – прекрасно.) А их широченные штаны, от которых не стало места на старых лавках!
 
Входит Ромео. 
 
Бенволио
Гляди-ка, никак Ромео.
 
Меркуцио
Моща мощой, как высохшая селедка! О бедная плоть человеческая, до чего же ты уподобилась рыбьей! Вот кому теперь растекаться стихами вроде Петрарки, (Франческо Петрарка (1304–1374) – великий итальянский поэт.) благо перед его милой Лаура (Лаура – возлюбленная Петрарки, воспетая им в сонетах.) не больше чем кухонная замарашка. Бонжур, синьор Ромео! Французский поклон вашим французским штанам. Здорово вы нас вчера надули!
 
Ромео
Здравствуйте оба. Надул? Каким образом?
 
Меркуцио
А как же! Уговор был идти вместе, а вы улизнули.
 
Ромео
Прости, милый Меркуцио. Я теперь так занят. В делах, как мои, не до условностей.
 
Меркуцио
Еще бы. В делах, как твои, приходится ползать на коленях.
 
Ромео
Весьма вежливое соображенье.
 
Меркуцио
Еще бы. Я цвет вежливости.
 
Ромео
Гвоздика, наверное.
 
Меркуцио
Совершенно верно.
 
Ромео
Вроде гвоздики на моих башмачных застежках.
 
Меркуцио
Ах, как остроумно! Развивай эту сапожную остроту, пока не сотрешь на ней подошвы. О единственное в мире остроумье, долговечное, как стелька! Твои вымученные шутки не шире дюйма, и только натяжки растягивают их до фута.
 
Ромео
Зато ты – сама естественность. Ты воображаешь, что от натянутости тебя спасает твоя распущенность.
 
Меркуцио
Ну что, разве это не лучше твоих охов и ахов? Теперь с тобой можно разговаривать, ты – Ромео, ты – то, что ты есть и чем должен казаться. А эта чертова твоя любовь, как слюнявая юродивая, которая ходит из угла в угол, укачивая деревянную чурку, и кутает ее в тряпки.
 
Бенволио
Довольно, довольно.
 
Меркуцио
Ты боишься, что это будет против шерстки?
 
Бенволио
Я боюсь, что этому не будет конца.
 
Меркуцио
Ошибаешься. Я добрался до сущности и кончаю.
 
Ромео
Обратите внимание, вот так зрелище!
 
Входят кормилица и Петр. 
 
Меркуцио
На горизонте парус!
 
Бенволио
Целых два: юбка и штаны.
 
Кормилица
Петр!
 
Петр
Чего изволите?
 
Кормилица
Мой веер, Петр.
 
Меркуцио
Дай ей веер, чтобы прикрыться. Он исправит ей внешность.
 
Кормилица
С добрым утром, добрые государи!
 
Меркуцио
С добрым вечером, добрая государыня!
 
Кормилица
Разве уж вечер?
 
Меркуцио
По-видимому. Бесстыдная часовая стрелка средь бела дня легла поперек всего циферблата.
 
Кормилица
А ну вас, право, что вы за человек?
 
Ромео
Природою, сударыня, он создан себе на посмеянье.
 
Кормилица
Любопытно. Себе, говорите, на посмеянье? Но дело не в этом. Кто мне скажет, где найти молодого Ромео?
 
Ромео
Извольте. Только молодой Ромео будет немного старше, когда вы его найдете, чем во время поисков. Из людей с этим именем я самый младший, за неимением худшего.
 
Кормилица
Если вы Ромео, мне надо вам сказать кое-что доверительное.
 
Бенволио
Увидишь, она зазовет его куда-нибудь на ужин.
 
Меркуцио
Ай да сводня! Ату ее, ату ее!
 
Ромео
Кого ты выследил?
 
Меркуцио
К сожаленью, не зайца. Или такого, который за старостью не может считаться мясом. (Поет.) 
 
Если зайца кусок
Упечешь ты в пирог,
Ты им постного не оскоромишь.
Если заяц на взгляд
И на вкус староват,
Тронешь вилкою, зуб переломишь.
 
Ромео, собираешься ли ты домой? Мы идем к вашим обедать.
 
Ромео
Сейчас я подоспею.
 
Меркуцио
Прощайте, сударыня, прощайте.
 
Кормилица
Прощайте, скатертью дорога.
 
Меркуцио и Бенволио  уходят. 
Объясните мне, сударь, кто этот нахал. Бог знает что о себе возомнивший?
 
Ромео
Это молодой человек, который любит послушать себя и в час наговорит столько, что будет жалеть об этом целый месяц.
 
Кормилица
Если это он на мой счет, ему не поздоровится, будь он вдесятеро вострей. Я покажу ему, как смеяться над старостью, а если не покажу, все равно найдутся, которые покажут. Подлый хвастун! Ты это со своими сударками так разговаривай или с кем-нибудь из твоих поганых забулдыг! (Обращаясь к Петру.)  А этот тоже хорош! Стоит, как пень, и смотрит, как каждый негодяй делает с его госпожой что хочет.
 
Петр
Я не замечал, чтобы с вами что-нибудь делали. Я бы таких вещей не потерпел и на месте вынул бы оружие. Я пускаю в дело шпагу ничуть не хуже всякого, едва вижу к этому повод и когда знаю, что закон на моей стороне.
 
Кормилица
Боже правый, я до сих пор не могу прийти в себя, и всю меня так и трясет! Подлый хвастун! Ах, сэр, ведь я-то пришла совсем по другому делу. Моя барышня, как говорится, просила меня узнать. Что она просила, это, конечно, моя тайна, но, если вы, сударь, собираетесь ее одурачить, это я уж просто слова не найду, как нехорошо. Потому что моя барышня совсем еще молоденькая, и, если вы ее обманете, хорошие люди так не поступают. И вам так не годится, ей-богу, не годится.
 
Ромео
Погоди, нянюшка. Во-первых, передай от меня барышне поклон. Уверяю тебя…
 
Кормилица
Я передам ей это, добрая вы душа. То-то она обрадуется!
 
Ромео
Что передать ты хочешь? Я и рта
Ведь не успел еще открыть порядком
 
Кормилица
Передам, что вы уверяете. Это, как я полагаю, изъявление немаловажное.
 
Ромео
 
Скажи, что под любым предлогом надо
К полудню ей на исповедь прийти.
Нас с нею обвенчает брат Лоренцо.
Не спутаешь? А это за труды.
 
 
Кормилица
 
Да полноте. Не надо ни полушки.
 
 
Ромео
 
Ну, вот еще. Дают, так надо брать.
 
 
Кормилица
 
Устрою, ладно. Приведу к полудню.
 
 
Ромео
 
А ты постой у монастырских врат
И там покараулишь человека
С веревочною лестницей. По ней
Взберусь я ночью на вершину счастья.
Я за услуги отблагодарю.
Теперь прощай. Поклон твоей хозяйке.
 
 
Кормилица
 
Спаси вас Бог. Послушайте-ка, сэр!
 
 
Ромео
 
Что, нянюшка?
 
 
Кормилица
 
А человек-то верный?
К чему нам третий, в толк я не возьму?
Меня б одну, а третий ни к чему.
 
 
Ромео
 
Ручаюсь, он надежнее железа.
 
 
Кормилица
Ну хорошо, сэр. Моя барышня… Господи, Господи!.. Когда она была маленькая… Слушайте, здесь в городе есть молодой человек, некто Парис. Моя-то, знаете, кусочек прямо словно для него. Но для нее он все равно что лягушка, ей-богу, все равно что лягушка. Она терпеть не может, когда я говорю, что этот Парис более подходящая партия, чем вы, и при этих словах белеет как полотно. Что, слова розмарин и Ромео не на одну букву?
 
Ромео
На одну, нянюшка. Что же из этого? Оба начинаются на «эр».
 
Кормилица
Какие вы насмешники! Это собачья буква. (В грамматиках того времени буква «р» иногда называлась «собачьей» из-за сходства обозначаемого ею звука с рычанием.) «Эр» совсем другое дело. Ваше имя начинается не так. Я знаю, она придумывает всякие словечки на вас и розмарин. Вам бы страшно понравилось.
 
Ромео
Поклон барышне.
 
Кормилица
Да, тысяча поклонов.
 
Ромео  уходит. 
Петр!
 
Петр
Чего изволите?
 
Кормилица
Возьми мой веер и ступай вперед проворней.
 
Уходят. 
Сцена пятая
 
Сад Капулетти. 
 
Входит Джульетта. 
 
Джульетта
 
Кормилицу я в девять отослала,
Она хотела сбегать в полчаса.
Они не разминулись? Быть не может.
Нет, попросту она плохой ходок.
Рассыльными любви должны быть мысли.
Они быстрее солнечных лучей,
Несущихся в погоне за тенями.
Вот что торопит почту голубей
И отчего у Купидона крылья.
Однако солнце уж над головой,
И три часа от девяти до полдня,
Ее же нет как нет. Когда б она
Была с горячей кровью и страстями,
Она летала б с легкостью мяча
Между моим возлюбленным и мною.
Но это право старых хитрецов
Плестись и мешкать, корча мертвецов.
 
 
Входят кормилица и Петр. 
 
Но вот она. Кормилица, родная!
Что нового? Ты видела его?
Спровадь Петра!
 
 
Кормилица
 
Ступай-ка, брат, к воротам
 
 
Петр  уходит. 
 
Джульетта
 
Ну, няня… Чем ты так огорчена?
Дурных вестей не множь угрюмым видом.
А если сообщенья хороши,
Не отравляй отрады кислой миной.
 
 
Кормилица
 
Я утомилась. Дай передохну.
Концы не шутка. Ноги отходила.
 
 
Джульетта
 
Мои бы кости за твою бы весть
Готова в жертву я тебе принесть.
 
 
Кормилица
 
Подумаешь, горячка! Ты не видишь,
Одышка одолела, я без сил.
 
 
Джульетта
 
А слаться на одышку – не одышка?
Ах, нянюшка, твои обиняки
Длинней иного полного рассказа.
В порядке ли дела у нас иль нет?
Скажи, я успокоюсь и отстану.
Итак, скажи, в порядке ли дела?
 
 
Кормилица
Сама знаешь, в каком порядке. Навязала себе сокровище. Без меня выбирала, на себя и пеняй. Ромео! Ну что поделаешь. Конечно, лицом он хорош, но фигура еще лучше. О руках и ногах, конечно, нечего и говорить, но они выше всякого сравненья. Да что уж там! Служи, девка, молебен. Вы еще не обедали?
 
Джульетта
 
Нет, нет. Но я все это знала раньше.
Со свадьбой как? Что он о ней сказал?
 
 
Кормилица
 
Головушку как ломит, инда треснет
И разлетится на двадцать кусков.
А поясница-то, а поясница!
Ты полагаешь, Бог тебе простит,
Что до смерти старуху загоняла?
 
 
Джульетта
 
Мне очень жаль, что ты утомлена,
Но что сказал он, золотая няня?
 
 
Кормилица
Как полагается человеку доброму, красивому и, главное, порядочному, он сказал… Где матушка твоя?
 
Джульетта
 
Где матушка моя? Она в дому.
А где ж ей быть? Какой ответ нелепый!
«Как люди с воспитаньем, – он сказал. —
Где матушка твоя?»
 
 
Кормилица
 
О Боже правый!
Вот егоза! И этот нетерпеж —
Моим костям заслуженная грелка?
Вперед летай с записками сама.
 
 
Джульетта
 
Вот мука-то! Что говорит Ромео?
 
 
Кормилица
 
Ты б нынче исповедаться могла?
 
 
Джульетта
 
Могу.
 
 
Кормилица
 
Тогда беги к Лоренцо в келью…
Там муж твой сделает тебя женой.
Ишь кровь-то как, злодейка, заиграла!
Зарделась, только палец покажи!
Ну вот. Ты в храм, а у меня забота:
Веревочная лестница нужна
Для твоего ночного шатуна.
Кто хочет, всяк меня, старуху, мучит.
Да ночью и тебя, смотри, навьючат.
Пойду поесть. А ты не опоздай.
 
 
Джульетта
 
Иду, иду, родимая. Прощай.
 
 
Уходит. 
Сцена шестая
 
Келья брата Лоренцо. 
 
Входят брат Лоренцо и Ромео. 
 
Брат Лоренцо
 
Брак надо достодолжно освятить,
Чтобы о том впоследствии не плакать.
 
 
Ромео
 
Аминь, аминь! Но перед бурей чувств
Действительного краткого свиданья
Гадательная будущность – ничто.
С молитвою соедини нам руки,
А там хоть смерть. Я буду ликовать,
Что хоть минуту звал ее своею.
 
 
Брат Лоренцо
 
У бурных чувств неистовый конец,
Он совпадает с мнимой их победой.
Разрывом слиты порох и огонь,
Так сладок мед, что, наконец, и гадок.
Избыток вкуса отбивает вкус.
Не будь ни расточителем, ни скрягой:
Лишь в чувстве меры истинное благо.
 
 
Входит Джульетта. 
 
Вот барышня. Столь легкая нога
Еще по этим плитам не ступала.
Влюбленный дух, наверно, невесом,
Как нитки паутины бабьим летом.
 
 
Джульетта
 
Привет тебе, духовный мой отец!
 
 
Брат Лоренцо
 
Благодари, Ромео, за обоих.
 
 
Ромео
 
Скажи, Джульетта, так же ль у тебя
От счастья бьется сердце? Если так же,
Найди слова, которых я лишен,
Чтоб выразить, что нас переполняет.
Пропой хоть звук из хора голосов,
Которые бушуют в нашей встрече.
 
 
Джульетта
 
Искусственность и сила вечно врозь.
Себе вполне лишь нищий знает цену.
Любовь моя так страшно разрослась,
Что мне не охватить и половины.
 
 
Брат Лоренцо
 
Пойдем и поскорей все обрядим.
Не повенчав, с такою речью страстной
Вас оставлять одних небезопасно.
 
 
Уходят. 

 


Действие III далее…