Мы живём в мире людей. А значит, необходимо уметь налаживать такие отношения с окружающими, которые позволили бы всем нам чувствовать себя наиболее комфортно. Каждый день мы общаемся - с родными, коллегами по работе, друзьями. И слова, произносимые нами, - те самые мостики, с помощью которых мы можем привлечь к себе людей, завоевать их расположение и дружбу. Незаменимый инструмент для построения этих мостиков - комплимент. Но знаем ли мы наверняка, как этим инструментом пользоваться?
Начнём с определения. Само слово комплимент относится к галлицизмам (франц. gallicisme, от лат. gallicus - галльский), то есть, заимствовано из французского языка приблизительно в 1-й половине XVIII века. В переводе это слово означает "любезность, восхищение, лестное выражение". Вот здесь-то и кроется главное противоречие. Ведь лесть от комплимента отличается так же, как, например, уверенность в себе от наглости. Лесть неотделима от поиска выгоды и фальши, и человек, желающий польстить, не всегда умеет скрыть неискренность от оппонента. Известный американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги писал: "Признание искренне, а лесть лицемерна. Первое исходит от сердца, второе - только из уст. Первое бескорыстно, вторая же эгоистична". Лесть зачастую груба и неправдоподобна, комплимент же исходит от сердца и способен моментально поднять настроение тому, кому он адресован. При помощи комплимента можно легко и искусно подчеркнуть то, что отличает человека от других, делает его особенным. Разумеется, комплимент предполагает некоторое преувеличение существующих достоинств собеседника, но в разумных пределах.
Владение искусством подачи комплимента подчеркнёт Вашу образованность, воспитанность, поможет в личном и деловом общении. А для чего нужны комплименты тем, в чей адрес их произносят?
Психологи считают, что каждым из нас движет несколько потребностей, и главная из них - желание чувствовать себя значимым. Фрейд называл это "желанием быть великим". Другими словами, благодарность и одобрение наших поступков, получаемые нами от окружающих, - это действенное средство, помогающее избавиться от душевного дискомфорта, наладить взаимоотношения с окружающими. Доброе слово может даже стимулировать к выполнению какого-то дела. Люди хотят чувствовать себя значительными, нужными, незаменимыми. Дайте им такую возможность, ведь это улучшит не только их, но и Вашу самооценку, снимет напряжение в общении, прибавит уверенности и оптимизма. Но прежде чем начать осыпать женщинакомплиментами окружающих, стоит разобраться, как это делать грамотно, чтобы быть услышанным и правильно понятым. Как и везде, здесь есть свои тонкости.
К каждому замку - свой ключ. Все мы разные, и к каждому необходим индивидуальный подход. Для того чтобы Ваш комплимент не прошёл мимо ушей собеседника, а попал прямо в сердце, необходимо внимательно изучить особенности его натуры. Любой человек прекрасно осведомлён о своих достоинствах и недостатках, а потому с лёгкостью распознает надуманный, "взятый с потолка" комплимент. Последствия могут быть печальными - важный для Вас человек усомнится в искренности Вашего к нему отношения. Если же Вы искренне станете интересоваться характером и привычками оппонента, то это поможет Вам обнаружить его положительные качества и преимущества, акцентируя которые, Вы сделаете человеку приятно и скорее расположите его к себе.
- Произнесение имени собеседника перед тем, как Вы скажете всё остальное, практически гарантирует то, что Вы будете услышаны. Имя - первое слово, входящее в нашу жизнь. Звук собственного имени знаком каждому с младенчества, и отклик на него происходит на рефлекторном уровне. Человек на мгновение возвращается в детство, и комплимент воспринимается легче и естественнее.
- Не говорите очевидного. Если Ваша девушка обладает редкой красотой, а муж - компьютерный гений, не стоит говорить банальности вроде "Ты просто красавица" или "Какой же ты умный". Наверняка они слышали это неоднократно и, скорее всего, такой комплимент не произведёт ожидаемого впечатления. Постарайтесь стать "первопроходцем" и подметить что-то особенное, что действительно восхищает Вас в этом человеке. Возможно, он и сам об этом не догадывается, и тогда Ваш комплимент обретет ещё большую ценность. Лучше, если Вы обратите внимание на душевные и интеллектуальные качества собеседника. Внешность дана нам свыше, а потому мы больше ценим в себе то, чего добились сами, будь то умение готовить экзотические блюда или успехи в изучении иностранных языков. Впрочем, вполне можно похвалить женщину за умение стильно одеваться, ведь создание собственного образа - это её личная заслуга.
- Не перестарайтесь. Всё хорошо в меру. К сожалению, природа человека такова, что он моментально привыкает к хорошему и начинает принимать благодарность и одобрение как должное. Однако не стоит и "наказывать" человека, резко обрывая Ваше особенное к нему отношение. Если человек Вам действительно дорог, постарайтесь проявить чуткость и найти ту "золотую середину", которая будет приемлемой для вас обоих.
- Пусть Ваш комплимент будет кратким и понятным собеседнику. Не увлекайтесь аллегориями и построением замысловатых оборотов. Вполне достаточно одной или двух фраз. В противном случае Вы рискуете быть неправильно понятыми, а значит, комплимент не произведёт желаемого эффекта.
- Следите за интонацией. Недаром говорят: важны не столько сами слова, сколько то, каким тоном они произнесены. Доброжелательность и искренность сказанного должны чувствоваться в Вашем голосе, а также в мимике - выражении глаз, улыбке. В комплименте, произнесённом от души, никогда не прозвучат ироничные и насмешливые нотки. В дружеских отношениях иногда можно позволить себе подтрунивать над собеседником, но, согласитесь, к комплименту это не имеет никакого отношения. Не стоит и заискивать. Говорите уверенным, спокойным, дружелюбным тоном.
- Не выходите за рамки хорошего тона, будьте тактичны. Осыпая комплиментами чужую жену, Вы не только поставите даму в неловкое положение, но и навлечете массу неприятностей на себя.
От общего - к частному. Предлагаем Вам конкретные примеры, как подчеркнуть положительные черты собеседника, друга или близкого Вам человека. Обратите внимание, что существует несколько разновидностей комплиментов.
Наиболее распространённая форма - Вы просто констатируете факт. "Ты прекрасно выглядишь, похорошела".
Сравнение: "Ты всегда безупречно одет, как Джордж Клуни". Однако помните, что далеко не каждому приятно, когда его сравнивают с кем-то другим, даже если сравнение в его пользу. Комплимент-сравнение "сработает" только в том случае, если Ваш собеседник осведомлён о Ваших пристрастиях и обладает схожим вкусом.
Косвенный комплимент. Когда Вы хвалите не самого человека, а то, что занимает особое место в его сердце: ребёнок, собачка, кактус и пр. Внимательное отношение к окружающим поможет Вам узнать, что дорого тому или иному человеку. Косвенный комплимент близок двойному комплименту, когда мы отмечаем и то, что важно для собеседника, и его собственные заслуги: "Такой великолепный фикус мог вырасти только у такого опытного цветовода, как ты".
Принцип "от противного" может сработать и при построении комплимента. Для этого предварите положительное высказывание маленьким "минусом": "Ты опоздал на встречу, но без твоей помощи я бы не справился с заданием". Услышав начало фразы, человек уже собирается дать отпор, но тут Вы произносите нечто для него приятное. Психологи уверяют, что такой комплимент является наиболее запоминающимся. Однако "ложка дёгтя" должна быть и вправду маленькой, чтобы не перевесить позитивный заряд сказанного. И не стоит делать паузу между частями предложения, иначе особо импульсивный собеседник не даст Вам его закончить. Этот вид комплимента ещё называют комплиментом-критикой. Критику "в лоб" человек вряд ли воспримет, и его естественной реакцией будет ответная обвинительная тирада. В то время как критика, "приправленная" похвалой, с большей вероятностью дойдёт до собеседника. Такой тактикой нередко владеют хорошие преподаватели: "Ваш реферат показался мне очень интересным. А теперь я попрошу Вас скорректировать недостатки..."
Наряду с этим вариантом существует приём некоторого принижения своих заслуг: "Никогда бы не смогла так искусно обставить квартиру, как ты!"
Обращение за советом. Такая формулировка особенно хорошо действует на мужчин. Им необходимо, чтобы их просвещённость в той или иной области была непременно отмечена окружающими. Обращаетесь ли Вы за помощью к профессиональному юристу или любителю современной музыки, главное - подчеркнуть его особые знания в данной области. Скорее всего, человек сразу же почувствует желание помочь Вам.
Если Вы испытываете затруднения, произнося комплименты, попробуйте вплести приятные слова в канву разговора. Так они прозвучат более естественно. Начать можно с вопроса "Как дела?", а когда человек в свою очередь спросит о Вашем самочувствии, можно ответить, что "всё просто замечательно, а встреча с тобой - ещё один повод для прекрасного настроения. Кстати, ты сегодня отлично выглядишь!"
Женщин же особенно впечатляют комплименты от застенчивых поклонников, даже если застенчивость эта несколько преувеличена: "Мне так хочется сказать, как Вы прекрасны, но я настолько смущён, что с трудом нахожу подходящие слова".
Независимо от пола человек отзывчиво реагирует на комплимент, поданный в виде аванса. Как говорил мудрый капитан Врунгель: "Как вы судно назовете, так оно и поплывет". Зачастую именно наши ожидания определяют поведение близких нам людей. Эту закономерность психологи называют "эффектом Пигмалиона". Такой комплимент станет отличным стимулом к дальнейшим достижениям. Не скупитесь на похвалу. Благодарите и одобряйте окружающих, и отдача не заставит себя ждать.
Владеть искусством подачи комплимента - прекрасно, но отнюдь не меньшее искусство правильно принимать комплименты от других. Неадекватная реакция на комплимент (невежливость, чрезмерное смущение) действует на того, кто его произнёс, как холодный душ, и сильно снижает Ваши шансы услышать ещё что-либо приятное в свой адрес. Почему же многие отвергают комплименты? Это связано с неуверенностью человека в себе, которая не позволяет ему позитивно реагировать даже на самую искреннюю похвалу. Заниженная самооценка заставляет людей считать комплименты чем-то фальшивым и неискренним, то есть путать их с лестью. Типичные ответы в таком случае: "Да брось, никакая я не красавица", "Я всего лишь выполняю свою работу". Если Ваш собеседник действительно растерян, а не кокетничает, попробуйте помочь ему выработать правильную реакцию на похвалу. Делайте комплименты сначала изредка, а затем всё чаще. Но не произносите их без повода, чтобы у собеседника не возникло сомнений в Вашей искренности. Хорошо действует и такой приём. Вместо повествовательного предложения Вы произносите вопросительное: "Как у тебя получается так удачно совмещать семью и карьеру?", "И как только тебе удаётся всегда быть в отличной форме?" Человек будет вынужден ответить, тем самым признавая наличие у себя отмеченных Вами достоинств. Другой вариант - в конце фразы слегка менять тему: "У тебя невероятно красивый загар. Где ты отдыхала?", "Отличное произношение! Где ты учил язык?"
И напоследок несколько советов, как принять комплимент. Как же на них правильно реагировать? Самое естественное поведение - улыбнуться и поблагодарить. Также Вы можете высказать свои эмоции, вызванные комплиментом, или в свою очередь похвалить собеседника. Словом, прежде чем стать мастером комплимента, следует научиться культивировать в себе позитивное отношение к миру, научиться принимать себя со всеми имеющимися достоинствами и недостатками, причём не только принимать, но и любить. Адекватное отношение к собственной персоне будет внушать Вашим собеседникам доверие к Вам и, как следствие, к тому, что Вы говорите.
Информация об источнике
© www.greenmama.ru
Что такое вежливость?