Галерея: Московский Кремль
Статья: Московский Кремль
Успенский собор
Православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).
Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Архангельский собор
Православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247-1248 годах. Существующий собор был сооружён в 1505-1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном
Колокольня Ивана Великого и Успенская звонница
Церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен (так наз. кампанил). После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове), колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века.
Церковь Ризположения
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская - православный храм на Соборной площади Московского Кремля.
Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.
Царь-пушка
Средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе.
Длина пушки - 5,34 м, наружный диаметр ствола - 120 см, диаметр узорного пояса у дула - 134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса - 39,31 т (2400 пудов).
Украшена поясами рельефов, на правой стороне дульной части - изображение царя Фёдора Ивановича (в короне и со скипетром в руке) верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки.
Выше передней правой скобы над изображением царя вылито: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия».
На верхней части ствола отлиты ещё две надписи:
- справа - «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине»,
- слева - «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов».
По одной из версий, название Царь-пушки связывают с изображением царя Фёдора Ивановича, однако более вероятно, что название произошло в связи со значительными размерами орудия. В древности пушку также иногда называли «Дробовик Российский», поскольку она была рассчитана на стрельбу не только каменными ядрами, но и «дробом», то есть картечью. В некоторых описях пушка классифицировалась также, как василиск.
По длине ствол пушки имеет 6 калибров. По современной классификации она является мортирой. Однако в XVII-XVIII веках ее именовали пушкой или бомбардой, так как длина ствола мортир в те годы доходила всего до 2-2,5 калибра, а у дальнобойных мортир - до 3,5 калибра.
Царь-колокол
В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала перелить разбитый колокол Григорьева с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тысяч пудов. Сыну фельдмаршала Миниха было поручено для этой работы найти в Париже мастера. Миних предложил эту работу выполнить королевскому механику Жерменю, но тот посчитал это шуткой - отлить колокол такого размера.
Выполнить эту работу подрядился Иван Фёдорович Моторин. Предварительно Моторин отлил небольшую (12 пудов) модель колокола. После чего все чертежи, в том числе и схема подъёма, были отправлены в Петербург на утверждение.
Здание Арсенала и старинные орудия
Арсенал Московского Кремля (Цейхгауз) - памятник архитектуры XVIII-XIX вв. Расположен между Троицкой и Никольской башнями. Был заложен Петром I в 1701 году.
Строился в 1702-1736 годах архитекторами Кристофом Конрадом, Дмитрием Ивановым, Михаилом Чоглоковым, Иоганном Шумахером. Пострадал в Великом московском пожаре 1737 года, в 1786-1796 годах восстановлен Матвеем Казаковым и инженером Иваном Герардом. Взорван отступавшими наполеоновскими войсками в 1812 году, восстановлен в 1815-1828 годах А. Н. Бакаревым, И. Л. Мироновским, И. Т. Таманским и Е. Д. Тюриным.
В настоящее время в Арсенале расположены казармы Кремлёвского полка и административные службы комендатуры Кремля.
Тайницкий сад
Сад на территории Московского Кремля, располагающийся вдоль южной стороны кремлёвской стены, выходящей к берегу Москвы-реки. Назван по аналогии с Тайницкой башней, находящейся в центре кремлёвских укреплений со стороны Москвы-реки. Сад входит в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Ранее в нем находилась Благовещенская церковь с Житным двором, где хранились запасы хлеба для царского двора, а также храм святых Константина и Елены, который впервые упоминается в летописях в конце XIV века.
Оружейная палата
Московский музей-сокровищница - является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.
Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлёвских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлёвских казнохранилищ.
С 1960 года Оружейная палата входит в состав Государственных музеев Московского Кремля, её филиал - Музей прикладного искусства и быта России XVII в. (открыт в 1962 году) - в бывших Патриарших палатах.
Соборная площадь
Исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Занимает самую высокую часть кремлёвского холма. Площадь окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого. Многие здания Соборной площади строились итальянскими зодчими - Аристотелем Фиораванти, Алевизом Новым, Боном Фрязином, Петром Малым, Марком Фрязином, Пьетро Антонио Солари. Поэтому на её облик большое влияние оказала архитектура итальянского Возрождения. Грановитая плата выстроена в стиле Флорентийского палаццо, а в обработке фасадов Архангельского собора обильно использован ренессансный декор. Псковские мастера построили Благовещенский собор и Ризоположенскую церковь.
Патриарший дворец с церковью Двенадцати Апостолов
Комплекс зданий на территории Московского Кремля, расположенный к северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Построены в 1635-1656 годах русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.
Грановитая палата
Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 - 1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, например, Алмазный дворец enru в Ферраре.
Иногда ошибочно считается, что название идёт от главного зала палаты, расположенного на втором этаже. Зал перекрыт опирающимися на центральный столб крестовыми сводами, которые придают перекрытию своеобразную «огранку».
Большой Кремлёвский дворец
Один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838-1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв, Н. А. Шохин).
Длина дворца составляет 125 метров, высота - 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей (с 14, 16, 17 веков), вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.
Государственный Кремлёвский дворец
Государственный Кремлёвский дворец (до 1992 года - Кремлёвский дворец съездов) построен в 1961 году под руководством архитектора Михаила Васильевича Посохина (проект разрабатывали также Ашот Ашотович Мндоянц и Евгений Николаевич Стамо) и при поддержке Никиты Сергеевича Хрущёва.
Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Так, в 1960 - 80-х годах его стены принимали делегатов XXII—XXVIII съездов КПСС. Помимо различных социально-политических форумов, Государственный Кремлёвский дворец используется и как сцена для проведения концертов и театральных постановок. Некоторое время он находился в распоряжении Академического Большого театра. В настоящее время на его территории находится театр «Кремлёвский балет». Каждую зиму в его стенах проводится главная Новогодняя ёлка страны.
Государственный Кремлёвский дворец, построенный в 1960-х годах XX века, как и 14-й корпус Кремля является выявленным объектом культурного наследия в Московском Кремле и не внесён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Вид с Ивановской площади
Ивановская площадь - площадь в московском Кремле, одна из древнейших площадей Москвы.
Возникла после постройки в 1329 году каменной церкви Иоанна Лествичника, «что под колоколы», которая разделила ранее единую городскую площадь на две части. Её восточная часть по Иоанновской церкви стала позднее именоваться Ивановской, западная - Соборной площадью. В XIV-XV веках южную и восточную стороны площади занимали дворы удельных князей Московского дома. С севера на площадь выходили строения Чудова монастыря, основанного в 1365 году При великом князе Иване III большая часть княжеских дворовых мест перешла в собственность казны и была роздана под дворы государевым служилым людям разных чинов, в основном представителям боярских и дворянских родов.
В первой половине XVI века вблизи церкви Иоанна Лествичника были устроены «дьячьи избы», на месте которых при царе Борисе Годунове было возведено первое каменное здание приказов. С этого времени площадь стала одним из самых бойких и многолюдных мест Москвы. Сюда стекались челобитчики со всей Руси. На площади дьяки громко объявляли царские указы (отсюда и пошла поговорка: «Кричать во всю Ива́новскую»). Нередко на площади проводились телесные наказания осужденных. Здесь же, у колокольни Ивана Великого, в XVII веке было устроено особое помещение для площадных подьячих, у которых каждый желающий мог за плату составить челобитную либо оформить какой-либо частный юридический документ.
К середине XVII века сложился особый архитектурный облик Ивановской площади, впоследствии безвозвратно утраченный. Доминантой площади оставалась колокольня Ивана Великого, с примыкающими к ней Успенской и Филаретовой звонницами. Перед ними стояли миниатюрные каменные церкви Черниговских чудотворцев и мученика Христофора, «что на площади у Холопьего приказа». К югу от церковных построек тянулось северное крыло двухъярусных приказных палат, имевших П-образную форму. За приказами через проулок, «которым ходят на Москву-реку» находился двор бояр Мстиславских с каменными палатами и церковью Гурия, Симона и Авива. За боярским двором стояла каменная церковь Николая Гостунского, от которой начиналась улица, тянувшаяся к Фроловским воротам Кремля. По другую сторону улицы располагался двор с каменными палатами, который принадлежал боярину Б. И. Морозову. К боярскому двору примыкали постройки Чудова монастыря, от которого начиналась Большая Никольская улица, шедшая к одноимённым воротам Кремля.
В последней четверти XVII века облик площади кардинально меняется. В ходе строительства нового здания приказов были разобраны не только старые приказные палаты, но и все близлежащие строения, в том числе стоявшие на площади старинные церкви и большая часть Мстиславского двора. В 1680 году началась перестройка Чудова монастыря. Новые братская трапезная палата и обширная трапезная, построенная при монастырской церкви Алексея митрополита, получили выход на Ивановскую площадь и стали неотъемлемой частью её нового архитектурного облика.
На месте бывшего двора боярина Морозова, отданного во владение Чудову монастырю в 1677 году, в XVIII веке был устроен архиерейский дом - резиденция главы Московской епархии. В 1770-е годы для митрополита Платона архитектором М. Ф. Казаковым было возведено новое здание «в новейшем вкусе».
Планы по масштабной перестройке московского Кремля, разработанные в царствование императрицы Екатерины II, положили начало постепенному разрушению прежнего облика Ивановской площади. В 1770-е годы, в связи с намеченным строительство нового здания Большого Кремлёвского дворца, были снесены приказные палаты XVII века. В 1817 году та же участь постигла церковь Николая Гостунского, главный престол которой был перенесен в колокольню Ивана Великого. При императоре Александре II завершается строительство Малого Николаевского дворца, начатое ещё в 1851 году по проекту архитектора К. А. Тона на месте Платоновского архиерейского дома. Формирование нового архитектурного облика Ивановской площади завершило создание в 1898 году памятника императору Александру II «Освободителю» (скульптор А. М. Опекушин, художник П. В. Жуковский, архитектор Н. В. Султанов).
Именно этому памятнику было суждено стать первой жертвой революции 1917 года. Позднее на его месте был разбит Большой кремлёвский сквер. В 1929 году по решению советского правительства начался снос Малого Николаевского дворца и Чудова монастыря, на месте которых был построен административный корпус Кремля. В настоящее время на Ивановскую площадь выходит угол Сенатского дворца и фасад административного корпуса Кремля. Площадь, значительно увеличившая свои размеры, замощена брусчаткой.
Здание Сената
Здание на территории Московского Кремля, построенное по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 1776-1787 годах. Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой в характерном для того времени классическом стиле. По первоначальной задумке здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империи - Правительствующего сената, откуда и получило своё название. За время своего существования его стены увидели немало государственных деятелей и вмещали различные органы государственной власти. В XIX веке дворец нарекли «зданием присутственных мест» (так в ту пору назывались здания, вмещавшие органы административного управления и местные суды), при советской власти во дворце располагался кабинет В. И. Ленина, позднее он становится зданием Совета министров СССР. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией президента Российской Федерации.